Найти тему

Концептуальный "Волшебный полёт" Дидье Маруани и Спэйс.

Наверное в нашей стране нет такого человека, который не слышал название ансамбля "Спэйс", а также имя его лидера - Дидье Маруани. А уж пластинка "Волшебный полёт" в Советское время стала одним из бестселлеров в музыкальных магазинах. Конечно, не с оригинальной обложкой,да и трек-лист винила немного отличается от Европейской и Американских версий.Однако даже это не остановило меломанов по всей нашей необъятной стране. Судите сами, электронная музыка как отдельный жанр вообще не существовал, а пластинки самых видных электронщиков вроде Tangerine Dream, Kraftwerk, Жан-Мишеля Жарра были в общем-то недоступны. Ну разве что можно было их достать,съездив в командировку в капстраны либо где-нибудь в Чехословакии,Польше или Югославии. Но все они никакого отношения к сегодняшней статье не имеют,а расскажем мы сегодня об истории создания этой теперь уже легендарной пластинки. А начиналось всё в конце 70-х,когда стало ясно,что вскоре можно будет играть без гитары и барабанов тоже можно будет играть, впрочем Дидье Маруани на тот момент занимался певческой карьерой, хотя где-то и глубине души уже подумывал о смене музыкальной ориентации. Так в 1977 году и появился ансамбль "Спэйс". Впрочем, к электронной музыке пока ещё относятся прохладно(чего стоит "Кислород" Жан-Мишеля Жарра,который упорно отказывались издавать звукозаписывающие компании), но Маруани не сдавался и купив в одном из магазинов синтезатор сочинил мелодию,которой суждено будет стать международным хитом. Но не будем забегать вперёд, а начнём с того,что на момент записывал композиции в жанре шансон,а также принимал участие в одном из фестивалей в Токио, и быть бы ему новым шансонье, ну в лучшем случае стал бы одним из аккомпаниаторов более известных шансонье, благо опыт имелся.Но знакомство с Tangerine Dream и Kraftwerk заставляют Маруани задуматься о смене жанра. И в 1976 году так и случилось. Маруани по заказу одной из телекомпаний Франции записывает музыку, которая должна была сопровождать одну из телепередач о космосе. Вот, материал готов,а передача по неизвестным причинам таки не вышла. Не подозревал ещё Маруани,что имеет на руках уже готовый материал для пластинки.И отложил бы его до "лучших времён" благо был действующий контракт с одной из звукозаписывающих компаний, а всякого рода записи вне действующего контракта могли бы привести к серьёзным трениям. Тем не менее, в апреле 1977 года "Волшебный полёт" был издан, примерно тогда же был придуман и имидж космонавтов, заимствованный явно у их коллег из Space Art. Только вот у Перрье и Риззители это был маркетинговый ход,у Маруани же - производственная необходимость, вызванная действующим контрактом, благо был ещё год действующего контракта. И в этот период появился псевдоним Экама. легенда Французского шансона Джо Дассен даже поинтересовался: Экама?Кто это?В общем на таком вот фоне и появляется "Волшебный полёт", разбор которого я начну прямо сейчас: Открывается альбом треком Пристегните ремни, который и задаёт тон всему альбому. Этим треком Маруани даёт понять, что ближайшие полчаса вас ждёт весьма увлекательное и необычное путешествие по бескрайним космическим просторам, так что трек звучит,как сигнал к началу "полёта". Первые 6 минут - полёт почти нормальный. НА "Балладе о космических любовниках" он даёт передохнуть слушателю перед следующим этапом путешествия. А там мы (слушатели) станцуем "Танго в космосе,и переживём 3 с половиной минуты хоррора - Flying Nightmare.Впрочем, хоррор в исполнении Спэйс звучит весьма романтично, и не так леденит кровь. Ну а затем ............лейтмотив всего альбома - "Волшебный полёт". Ну и финал альбома. Сначала Детектив "Вежливое похищение", а затем - вокальный трек Carry on, Turn me on. О последнем хочется отдельно: дело в том,что Маруани в одном из интервью сказал, что без песни тут не обойтись, да и чисто инструментальный альбом будет слушать очень сложно(видимо не давали ему покоя опусы Tangerine Dream и Kraftwerk, которые не всем были понятны, особенно Electronic meditations и Kraftwerk, да и история с изданием "Кислорода" ещё свежа в памяти), так и появился этот трек(в следующих альбомах их будет уже 2). 6 лет спустя во время гастролей в СССР, фирма "Мелодия" издаёт пластинку "Волшебный полёт" с советской версией обложки, и также с треком "Синева" на месте Carry on, Turn me on. По одной из версий, трек заменили по идеологическим соображениям, по другой же - меломанам Советского Союза хотелось чего-то необычного, а песни в духе Донны Саммер и ей подобных явно бы прошли незамеченными. Как говорил сам Маруани, на то, что этот трек будет заменён они повлиять никак не могли. Впрочем,нет худа без добра, и в 1980 году(за три года до первых гастролей в СССР) ударное соло этого трека проскочило в фильме "Какие наши годы", причём эротические придыхания миссис Белл были каким-то уму непостижимым образом "затёрты". Вот такой финал. Не сказать,что позитивный. И вот на таком фоне, в издании 2006 года добавили трек Bank's theme, более известный,как The Winner с его сольного альбома 1979 года. И наверное нет более достойного финала, чем этот трек если бы он ещё написал его в 1977 году. Впрочем, этот трек был только в издании Gala Records. В издании от "Мирумир" в качестве бонуса был добавлен трек Temps X, который явно не вписывается в общую концепцию этого альбома. Вот таким вот был "Волшебный полёт", который ваш покорный слуга слушал много раз, и который назвал бы концептуальным альбомом. Этот альбом "в разрыв" слушать никак нельзя.И кстати над альбомом работали Ролан Романелли, Пьер-Ален Даан, Мейдлин Белл.

-2
Пластинка "Волшебный полёт". Американская, Европейская и Советская версии. Фото с сайта Discogs.com.
Пластинка "Волшебный полёт". Американская, Европейская и Советская версии. Фото с сайта Discogs.com.

Cкриншот официального видео с сайта rutube.tu
Cкриншот официального видео с сайта rutube.tu