Найти в Дзене
МВЦ Новоуральск

"Зубило" ВАЗ 2108.

Первый ВАЗ 2108 сошел с конвейера в последние дни уходящего 1984 года и стал для Волжского автозавода (да и всего советского автопрома) если не революцией, то решительным шагом вперед. Автомобиль оказался, в целом, удачным и просуществовал в производственной линейке завода вплоть до 2013 года. С технической стороны какие-либо прорывные технологии даже с точки зрения его современников в автомобиле найти было сложно. С другой стороны, по сравнению с "классическими Жигулями" ВАЗ 2108 выглядел, как пришелец из будущего. Стремительный клиновидный силуэт пришелся советским автолюбителям по душе, но вот ряд дизайнерских и конструкторских решений, мягко говоря, озадачивал. Практически с первых дней к автомобилю прочно прилипло прозвище "зубило". Позже предпринимались неоднократные попытки хоть как-то облагородить внешний облик машины, но помогало это мало. Вертикальный шов на передних крыльях зрительно укорачивал передок, а не всегда ровные зазоры только усугубляли ощущение неряшливой сборки

Первый ВАЗ 2108 сошел с конвейера в последние дни уходящего 1984 года и стал для Волжского автозавода (да и всего советского автопрома) если не революцией, то решительным шагом вперед. Автомобиль оказался, в целом, удачным и просуществовал в производственной линейке завода вплоть до 2013 года.

-2

С технической стороны какие-либо прорывные технологии даже с точки зрения его современников в автомобиле найти было сложно. С другой стороны, по сравнению с "классическими Жигулями" ВАЗ 2108 выглядел, как пришелец из будущего.

-3

Стремительный клиновидный силуэт пришелся советским автолюбителям по душе, но вот ряд дизайнерских и конструкторских решений, мягко говоря, озадачивал.

-4

Практически с первых дней к автомобилю прочно прилипло прозвище "зубило". Позже предпринимались неоднократные попытки хоть как-то облагородить внешний облик машины, но помогало это мало.

-5

Вертикальный шов на передних крыльях зрительно укорачивал передок, а не всегда ровные зазоры только усугубляли ощущение неряшливой сборки. Исправить этот очевидный дизайнерский ляп завод смог только в 1989 году, соответственно, "восьмерки" в народе стали делиться на машины с "коротким" и "длинным" крылом.

-6

Та же участь постигла и своеобразный "клюв". Его заменили на лаконичную пластиковую решетку.

-7

А вот "фирменные" вазовские зазоры между кузовными панелями мало того, что просуществовали весь производственный путь "восьмого" семейства, так еще и перекочевали на автомобили следующего "десятого" поколения.

-8

В народе шильдик LS вольно трактовали как "люксовый салон" - автовладелец мог рассчитывать на наличие стеклоочистителя и омывателя заднего стекла, а также... правого зеркала! Всего существовало несколько видов комплектаций: «Стандарт», «Норма» и «Люкс», но по документам автомобили шли только с индексами 2108, 21081 или 21083.

-9

Шильдик "Спутник" можно обнаружить только на автомобилях первых годов выпуска. Название это, как говорят в народе, "не зашло" и позже было заменено на экспортный вариант "Samara". Кстати, когда автомобиль существовал только в чертежах и единичных опытных экземплярах, вся программа именовалось "Гаммой".

-10

Еще один повод для нареканий - задняя дверь, вернее, проем багажного отделения. Высокий бортик сильно затруднял погрузку тяжелой клади и перевозку длинномеров. Что характерно, данный эргономический просчет унаследовали и пятидверный хэтчбек 2109 и седан 21099.

-11

Также, как и в истории с крылом, у семейства Спутник/Самара существовало для видов передней панели - низкая (ранняя версия) и более поздняя высокая.

-12

Собранная из множества мелких деталей она служила источником постоянных скрипов и побрякиваний. Скупость приборной панели (отсутствовал тахометр, например) владельцы вначале тоже воспринимали как минус и только с появлением новой "высокой" версии стали с благодарностью вспоминать про практичную и удобную полку перед пассажирским сиденьем.

-13

Управление климатом осуществлялось тремя ползунками и трехпозиционным переключателем вентилятора.

-14

Доступ к задним сиденьям был возможен только при откинутом переднем кресле, семьи с маленькими детьми воспринимали это, скорее, как плюс, нежели минус.

-15

Изначально под капотом располагался только двигатель 2108 с объемом 1300 "кубиков". Позже гамму двигателей существенно расширили, как в большую, так и в меньшую сторону.

-16

Поперечное расположение мотора вначале обескураживало автолюбителей со стажем: исчезла возможность запустить двигатель с помощью "кривого стартера". Хотя на самом деле, такая возможность была, но для этого необходимо было поддомкратить автомобиль и снять левое переднее колесо.

-17

Не смотря на все свои недостатки и "детские болезни" ВАЗ 2108 сразу стал объектом мечтаний для миллионов граждан СССР, а степень престижности его владения соперничала даже с пафосной "Волгой".

-18

И даже сегодня, спустя 35 лет с начала своего производства, "восьмерка" не выглядит инородцем в городском транспортном потоке, радуя своих владельцев ненавязчивым комфортом, достойной динамикой и скромными эксплуатационными расходами.

-19

Экспонат: автомобиль ВАЗ 2108, 1986 г.в.
Отдельная благодарность клубу любителей ретро автомобилей
"Свердловск 44".

Фото и текст автора.