Премьер обрадовал россиян переходом к четырехдневной рабочей неделе. Теперь работать придется меньше, а получать столько же. Правда, все это счастье будет в 2030 году. Может, и не будет вовсе. Тут как повезет.
На моей памяти это далеко не первое высказывание о переходе к четырехдневной неделе в неопределенном будущем. Спору нет, четырехдневка это очень хорошо:
- Рост занятости. Люди получат рабочие места за счет сокращения трудового времени в производстве.
- Рост платежеспособного спроса в качестве следствия предыдущего пункта. К слову, отсутствие такого спроса это главный бич неолиберальной модели.
- Рост экономики.
Остается всего один вопрос. Как можно верить человеку о грядущем сокращении рабочей недели, если тот же самый человек активно защищал повышение пенсионного возраста?
Обещаю переобещать обещанное и наобещать в два раза больше
Нигде и никогда капитал не сокращал продолжительность рабочего дня без борьбы. Даже во Франции, в которой сперва сократили рабочую неделю, а затем вернули как было, это случилось не «просто так», а в результате борьбы местных трудящихся и остатков страха перед советской системой, уже погибшей к тому времени.
Капитал может сократить продолжительность рабочего дня для некоторых работников, но не в промышленности и не там, где создается прибавочная стоимость. Может предложить работать меньше своей обслуге, своим охранникам, своим любовницам, друзьям и т. п. Но в промышленности царит капитализм девятнадцатого века. Эксплуатация выносится за пределы Европы и США, но плодами все равно пользуются европейцы и американцы.
Но вернемся в РФ и посмотрим на обещания Владимира Путина перед завершением своего второго президентского срока. Первые годы путинского правления можно не учитывать потому что в это время сохранялась инерция девяностых, да и сам Путин оставался менее самостоятельной фигурой.
Если исключить слова за все хорошее и против всего плохого вроде
«Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной»
то получим следующие обещания, которые должны быть выполнены к 2020 году:
«Считаю, что минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть для нас уровень не менее 60 процентов, а может быть, и 70 процентов»
2020 год почти наступил и вряд ли что-то сильно изменится. Средний класс сокращается, а люди все больше начинают экономить на еде. Правда, придворные социологи могут сделать финт ушами и определить «средний класс» не как принято на западе, а просто как людей, которые занимают среднее положение, имеют примерно одинаковый доход. Заработок может быть и пять тысяч и пятьдесят и пять миллионов.
Но если оставаться на позициях более-менее научной социологии, то средний класс должен:
- Иметь сбережения в твердой валюте, которые позволяют прожить год в случае увольнения.
- Иметь возможность воспользоваться качественной медицинской помощью, оплатить образование своим детям.
- Иметь сбережения в низкорискованных инвестициях. Это могут быть бумаги государственного займа, банковские депозиты или что-то подобное.
- Иметь возможность приобрести качественное жилье и отправиться в отпуск два раза в год.
Про машины и прочие мелочи даже не упоминаю. Долю таких людей в российском обществе пусть каждый определит самостоятельно, просто оглянувшись по сторонам.
Другой прогноз:
«Жилье среднестатистической российской семьи – около 100 кв. м к 2020 году»
Вспоминаются слова Матвиенко про небольшую квартирку, хотя бы на пятьдесят квадратных метров, которую может купить молодежь.
Можно вспомнить и программу Единой России за разные годы и многое другое. Обещать не сложно. Где гарантия исполнения?
Обещания и практика
Дмитрий Медведев обещает четырехдневку к 2030 году. Владимир Путин обещал не поднимать пенсионный возраст, повысить благосостояние граждан и обеспечить россиян высокоинтеллектуальными рабочими местами.
Ничего этого нет и нет абсолютно никакой причины думать, будто предложение Дмитрия Анатольевича будет выполнено. Нет даже гарантии того, что оно на полном серьезе рассматривается.
На практике, трудящиеся во всем мире работают больше, а получают меньше. Это общемировой тренд, прямое следствие диктатуры капитала. Люди должны работать и приносить прибыль своим владельцам. Вряд ли многие организации соблюдают трудовое законодательство. В частности, восьмичасовой рабочий день, за который проливали кровь предыдущие поколения рабочих ныне почти ушел в истории. Работать так «не приветствуется» или предполагается голый оклад, без премии.
Значит ли это, что сокращения рабочего дня и рабочей недели не будет вовсе? Нет, не значит. Производительность труда по сравнению с 1917 годом выросла многократно. Вместо тысяч работников остаются сотни, вместо сотен десятки, а вместо десятков промышленные роботы.
Нет никакой необходимости заставлять работать по восемь часов в день пять дней в неделю. Продолжительность рабочего дня можно сократить, введя работу в три, четыре, больше рабочих смен. Заодно решается проблема безработицы и низкой производительности труда.
Вот только сокращать рабочее время будут не капиталисты и их слуги, а трудящиеся. Потому что это в интересах рабочего класса. И даже, если очередной указ о введении шестичасового рабочего дня или четырехдневной недели подпишет буржуазный чиновник, это все равно будет сделано только под колоссальным давлением снизу со стороны рабочих масс.