Найти тему
Фотоблог №1005001

Что надо знать о трассе М4 «Дон» в Воронежской области и что посмотреть по пути

Сезон отпусков набирает обороты, туристический трафик увеличивается с каждым погожим днём и, конечно же, огромное количество россиян отправится в ближайшее время на "юга". То есть на курорты Краснодарского края и в Крым. А значит, с большой долей вероятности, посетит транзитом мою родную Воронежскую область. И сегодня, для всех коллег автомобилистов, я бы хотел рассказать о участке федеральной трассы М4 "Дон", пролегающей через мою малую Родину.

Цифры и факты

М4 «Дон» — автомобильная дорога федерального значения Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск. Общая протяжённость составляет около 1540 км, из них порядка трёхсот по Воронежской области. Качество покрытия на Воронежском участке трассы колеблется от среднего до отличного. По большей части это комфортные 4 полосы с разделителем, есть участки, где вообще шесть полос. Но есть и одно засадное место в две полосы, о котором чуть ниже.

Имеется 3 платных участка дороги:
- упомянутый обход Воронежа, разрешенная скорость 110 км/ч, 60 рублей;
- обход Новой Усмани и Рогачевки, разрешенная скорость 130 км/ч, 150 рублей;
- участок 544-633 км, разрешенная скорость 110 км/ч, 100 рублей.

Приведенная цена актуальна для легкового автомобиля при проезде днем. Ночью тарифы ниже, ну и желающие могут приобрести транспондер T-Pass для получения скидки в 20%. От себя добавлю, что в высокий сезон пункты взимания оплаты частенько собирают приличные пробки.

Теперь про то самое засадное место. Думаю, что все, кто ездил на автомобиле по М4 с ужасом вспоминают населенный пункт под названием Лосево. Это практически самый юг Воронежской области. Дорога там сужается до двух полос (1+1), и бонусом в селе имеется "зебра", по которой туда-сюда снуют пешеходы. Кроме того, это издревле любимое фуроводами место ночевки, поэтому большегрузы дополнительно "тупят", выбирая местечко поудобней или, наоборот, вклиниваясь в поток с утра. В общем, там почти всегда перманентная пробка. Слава Богу, в 2017 году стартовало строительство платного участка в обход Лосево и Павловска и, ходят слухи, он будет закончен на год раньше запланированного срока. То есть уже в декабре 2019-го. Не знаю тогда, чем будут жить владельцы всех этих бесчисленных шалманов и богаделен по обочинам Лосево, но это будет прямо очень кстати. Ибо это просто позор и бутылочное горлышко какое-то.

Пока же рекомендую заранее мониторить ситуацию в Лосево через Яндекс.Пробки и, в случае чего, использовать следующие варианты объезда:
1) на 588-м км трассы М4 «Дон» уходите на Лиски, потом через Каменку, Россошь и Кантемировку выезжаете на 740-м км трассы М4 за городом Богучар.
2) на 595-м км трассы М4 уходите на Бобров через Бутурлиновку с выездом в городе Павловск на 671-м км трассы или в г. Богучар на 740-м километре.
3) не доезжая Воронежа, на 492-м км трассы М-4 «Дон» после поста ДПС уходите на Воронеж, дальше на окружную Воронежа (указатель на Курск), дальше - по проспекту Патриотов, переходящему в Курскую трассу Е-38 и до поворота на Острогожск. Дальше через населенные пункты Острогожск, Каменка, Россошь, Кантемировка с выездом на всё том же 740-м км за Богучаром (вариант дальнего объезда).

Инфраструктура

Вообще, трасса М4 «Дон» имеет отличную инфраструктуру. Огромное количество сетевых и не очень АЗС, мотелей, стоянок, кафешек, СТО и так далее. В Воронежской области вам точно будет из чего выбрать. Лично я отдаю предпочтение заправкам Shell и Лукойл, но Роснефти и Газпрома у нас тоже хватает. По газовым заправкам, увы, так подробно не подскажу, но они точно есть=)

Куда хуже обстоит дело со связью. Я бесконечно удивлялся уверенному 3G-интернету на дорогах малонаселенной Исландии и даже на горных серпантинах Грузии, а на федеральной трассе в центральной полосе России (!!!) иногда и позвонить толком не получается из-за постоянных обрывов связи. Не говоря уже про мобильный интернет. Однако тут тоже есть хорошие новости. Буквально в апреле МТС первыми в регионе отчитались, что наконец-то запустили скоростной интернет на всем протяжении воронежского участка М4 «Дон». В СМИ сообщается, что за последний год было построено более 70 базовых станций и теперь скорость интернета достигает 75 Мбит/cек. Лично у меня было 20 Мбит под Новой Усманью, а так же по дороге в Вернемамонском и Богучарском районах. В общем, интернет на трассе есть, при условии, что вы абонент МТС.

Теперь про питание. Признаюсь, сам на трассе есть опасаюсь ввиду того, что высоки риски пищевого отравления. Поэтому заезжаю только в проверенные места, а в других регионах руководствуюсь принципом останавливаться только там, где уже много других посетителей и особенно водителей фур. Уж эти-то ребята точно знают где можно обедать, а где лучше не стоит. От себя могу смело рекомендовать сеть кафе "Помпончик". У нас в области их всего три, но на протяжении всей трассы М4 более 15. Вкусно, относительно недорого, хотя, конечно, не совсем полезно. Впрочем, помимо жаренных пончиков и чебуреков, есть и первые блюда. Сам обычно беру куриную лапшу, а для детей рекомендую вареники с творогом.

Еще одно неоднократно проверенное место - автопорт "Маяк" почти на границе с Ростовской областью в хуторе Дядин. Думаю, что даже по фото ниже понятно, что уровень сервиса, комфорта и обширности ассортимента блюд значительно выше, чем в среднем в кафе и столовых на трассах. При этом, цены весьма гуманные. За эти эти два разноса я отдал порядка 650 рублей: два борща, две порции сметаны, две куриных отбивных в кляре, рис, тушенная капуста и салат из свежих овощей.

Кроме этого, конечно, остаются закусочные при сетевых АЗС, но там, как правило, ценник уже провоцирует внутреннюю жабу. Кстати, о цене на бензин. Если вы двигаетесь на юг, то обязательно заметите, что при въезде в Ростовскую область цены на топливо заметно поднимутся, так что заправляйтесь в Воронежской области до полного бака.

К сожалению, по мотелям у дороги сориентировать никого не смогу, так как ввиду того, что мой дом рядом, никогда не пользовался их услугами. Тут, наверное, стоит обратить внимание на рейтинг букинг.ком, цену и на количество постояльцев по числу автомобилей на парковке.

А мы, тем временем, переходим к самому обширному разделу моего поста.

Достопримечательности трассы М4

Сразу после пересечения границы Липецкой и Воронежской областей я бы рекомендовал вам заглянуть в урочище Кривоборье. Это крутой поросший лесом песчаный склон реки Дон длиной около 4 км. Высота берега от уровня воды достигает 60 метров и выше, а угол откоса 70-80 градусов. Дон в этом месте делает разворот на 180 градусов в форме омеги. Завораживающие виды в этом месте обеспечены, а можно, при желании, даже заночевать в палатке, а на следующее утро продолжить путь. От трассы до смотровых площадок (их несколько) 6,5 километров. Сначала асфальт, потом немного лесной дороги. Она бывает сыровата и кривовата, но в сухую погоду, при наличии достаточного водительского опыта, проходима и для недоприводов.

Так же в Рамонском районе можно посетить парочку исторических объектов. Во-первых, музей-усадьбу Д.В. Веневитинова в селе Новоживотинном. Усадебный комплекс состоит из двухэтажного особняка, парка с прудом, ротондой и смотровой площадкой на реке Дон. От трассы М4 до усадьбы всего 4 км.

Во-вторых, я бы рекомендовал к посещению Дворец Ольденбурских в Рамони. Туда после съезда с трассы километров 8-9 пути, но место того стоит. Заодно в Рамони можно пополнить запасы продуктов в дорогу. Поселок крупный, там много вариантов.

Кроме того, если проехать чуть-чуть дальше, можно освежиться купанием на реке Воронеж. И до и после автомобильного моста через реку можно найти как дикие пляжи, так и оборудованные платные.

Движемся дальше, объезжаем Воронеж и на 549 километре трассы М4 можно встретить придорожный зоопарк "Кудеяров стан". Я еще в 2015 году делал в блоге подробный обзор этого места и по прошествии 4 лет могу сказать, что ожидал от этого места несколько бОльшей цивилизованности и порядка. Как и прежде, тут можно переночевать, поесть, поспать, половить рыбу в пруду, посмотреть на животных, но почему-то за это время те недоделки, что были у заведения при открытии, остались недоделками, но вокруг продолжается какое-то строительство, валяется куча стройматериалов и просто бесхозных вещей, в вольерах не чищено, за стойкой никого нет, одна бедная женщина пытается всё успеть...

При этом построили часовню, зал для торжественных церемоний и какие-то жуткие "скворечники" из фанеры, в которых в +30, наверное, можно просто испечься, а просят за них 1000 за ночь. В общем, идею (зоопарк у дороги) по-прежнему считаю крутой, но реализация, на мой взгляд, по-прежнему хромает. Тем не менее, если вы едете с ребенком и готовы отдать 200 с человека за экскурсию по зоосаду и 100 рублей за фотографирование (инфа с оф.сайта), то в сравнении с обычным придорожным кафе, ребенку явно будет веселее. Решать вам.

Следующую остановку можно сделать после Верхнего Мамона на 720 км трассы. Увидите большой автозаправочный комплекс Лукойл с кафе, детской площадкой и шиномонтажом для фур, найдите поворот направо, проедьте пару сотен метров или пройдитесь пешком, оставив машину на парковке.

Там вы увидите мемориал «Осетровский плацдарм», а так же воинские захоронения. Бои на Среднем Дону были страшные, почтите память павших здесь.

Еще чуть южнее, на границе Богучарского и Верхнемамонского районов почти на обочине трассы М4 стоит еще один памятник защитникам Донских степей. Это танк Т-34. Надпись на памятной табличке гласит: "Здесь в декабре 1942 года, осуществляя операцию «Малый Сатурн», Первая Гвардейская армия, 17 и 24 танковые корпуса вели победоносные бои, положившие начало освобождению Среднего Дона от немецко-фашистских захватчиков".

Ну и перед тем, как покинуть Воронежскую область я рекомендую всем и каждому познакомиться с одним довольно аутентичным городком Воронежской области. Это Богучар, до которого всего 3-4 км от трассы.

Там можно пройтись по тихим улочкам и немного прочувствовать настоящую провинциальную жизнь. На фото богучарский краеведческий музей, а ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Вообще, в Богучаре сохранилось довольно много интересной архитектуры и, пожалуй, надо бы и мне как-то более детально изучить его.

Если же от Богучара проехать еще 7-8 км на восток, то миновав сельцо Галиевка, вы попадете на обзорную точку, с которой открывается невероятный вид на пойму Дона. К вашим услугам даже "грибок" с лавочкой для романтических натур.

Ну и совсем уже для тех, у кого много свободного времени, чуть северней (буквально 200 метров) от "грибка", можно устроить не только крутой пикник с видом на Дон, но и слазить в заброшенный подземный монастырь, вырубленный в меловой породе.

На этом всё. Для наглядности прилагаю карту, где все упомянутые точки отмечены. В любом случае, легкой вам дороги и крутых впечатлений в ближайшем отпуске!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц