Найти тему
Hairy Ice Cream

«Годзилла 2: Король монстров»: Парад чудовищ

Грустно, когда произведения искусства превращаются в мейнстрим. Одно дело, если пострадавший при пожаре собор Парижской Богоматери восстанавливают по последнему слову техники, снабжая архитектурный памятник с 800-летней историей футуристическими конструкциями из стекла, металла и композитных материалов. Совсем другое, если берут «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и дорисовывают ей, скажем, усы и шестиствольный пулемёт. Не самый удачный пример, однако суть вы уловили.

Слегка опрометчиво называть «Годзиллу» Гарета Эдвардса произведением искусства, но нельзя отрицать, что она была своеобразным прорывом в мире мейнстримового кинематографа. Лента 2014 года предлагала не только красивейшие визуальные решения (не экшен, а именно визуальные решения), но также инновационную, почти артхаусную концепцию минимализма. Безусловно, далеко не все оценили подобное новшество. Многие остались недовольны тем фактом, что в фильме с громким названием «Годзилла» у Годзиллы было десять минут экранного времени. Впрочем, знающие люди подтвердят, что трудно отыскать более драматичный, медитативный и атмосферный фильм-катастрофу, где саспенс нагнетался бы вагонами, а каждое появление монстров на экране воспринималось как библейское откровение — до дрожи в коленках и тревожного попёрдывания.

-2

«Годзилла 2: Король монстров» даже в теории не может предложить ничего подобного, и дело отнюдь не в количестве чудовищ, каждому из которых необходимо подраться с людьми, подраться друг с другом, подраться друг за друга, покушать и поспать (какая уж тут драма). Стоило ли авторам MonsterVerse упражняться в креативности и изобретать новаторский монструозный артхаус, чтобы спустя пять лет обмазаться ностальгией по тупым боевикам начала 2000-х, где люди выступали в роли суетливых говорящих болванчиков на фоне какого-нибудь глобального пиздеца? Признаться, я возлагал на хоррормейкера Майкла Догерти куда большие надежды — мужик всё-таки снял до визга шедевральный хэллоуинский ужастик «Кошелёк или жизнь», да и его «Крампус» был неплох.

Догерти частенько утверждал, что является большим фанатом «Годзиллы». Теперь-то мы знаем, что речь шла о фильме 1998 года с Мэттью Бродериком и Жаном Рено. Разумеется, «Король монстров» выглядит современно и на все деньги (а это, на минуточку, 200 миллионов долларов), но сюжет приковылял прямиком из палеозойской эры. Достаточно сказать, что в качестве сопротивляющегося бобру осла здесь выступает военизированная секта экотеррористов (мм-м, свежестью морского бриза повеяло, чуете?) под управлением Тайвина Ланнистера, одержимого идеей спасения планеты Земля путём тотального уничтожения человеческой расы. Да, бессмертная цитата Большого Лебовски про охуительный план была бы тут очень к месту.

-3

Даже Стивену Сигалу с его любовью к белым медведям и этническим меньшинствам не снились эпатажные коленца, которые выкидывают местные антагонисты. А ведь странных мотиваций сценаристам показалось недостаточно, и они ввернули для полноты картины вызывающе смелый твист. Ну, так они думали, по крайней мере. Проблема в том, что этот твист нещадно уродует сразу несколько сюжетных линий, особенно персональную линию героини Милли Бобби Браун. Это печально, поскольку с функционалом девчонке сказочно не повезло: реплик у неё меньше, чем у Ходора из той же «Игры престолов», а к активным действиям её допускают лишь в заключительной трети фильма.

Получается так, что главными действующими лицами зубодробительного кайдзю-экшена про Одиннадцатую и гигантского ящера (не это ли нам продавали трейлеры?) большую часть хронометража выступают Вера Фармига и Кайл Чандлер. И если Фармигу ещё можно понять и простить, то убогому Чандлеру прощения нет и быть не может. Науке неизвестно, существует ли в природе более инертный, безликий и невыразительный актёр. Он же просто никакущий, господи! Прям как Джейсон Кларк, которого засунули в промышленную стиральную машину и крутили на отжиме несколько часов подряд. Хотелось бы спросить продюсеров ленты — почему, по их мнению, какой-нибудь Джеймс Кэмерон не берёт на главные роли в свои многомиллионные блокбастеры продавцов диванов и водителей мусоровозов?

-4

Короче говоря, приходится довольствоваться остатками былого пиршества. Точнее, героями Кена Ватанабэ и Салли Хоукинс, перекочевавшими в сиквел из первой части. Конечно, этих славных ребят тоже коснулись кривые ручонки сценаристов, а роли у них не то чтобы большие, однако зритель успевает и по оригиналу поностальгировать, и харизмой сурового японца проникнуться. К слову, с доктором Сэридзавой связана одна из самых сильных драматических сцен фильма (не шибко сильная и драматическая в общепринятом смысле, но для «Годзиллы 2: Короля монстров» как для произведения со своими правилами — вполне себе окей).

Признаться, повествовательную часть картины могли бы частично спасти здоровая самоирония и юмор, и нельзя сказать, что попыток не было. К сожалению, герои шутят всегда не к месту и крайне кринжово. Не подумайте плохого — это не туалетный юмор или беспричинное оголение жоп, ничего подобного. Просто дурной вкус и полное неумение хохмить. Чтобы вы понимали, о чём речь, вот вам пример удачной шутки местного разлива (действительно удачной!): « — Сколько времени? — Время купить новые часы». Вы не поверите, но даже сами герои отмечают, что это отличная шутка. Что касается самоиронии, то в фильме имеется безымянный солдафон, который в какой-то момент открытым текстом обвиняет героев Фармиги и Чандлера в том, что родители из них — как из говна пуля, и будь он их чадом, то бежал бы не оглядываясь. Весьма логичное замечание, вот только минутная слабость в виде признания сюжетного идиотизма отнюдь не способствует сглаживанию острых краёв.

-5

Но как же эпик, спросите вы? В двухсотмиллионном фильме, где кайдзю херачат друг друга небоскрёбами, не может не быть эпика. И вы правы — он есть! Не будем кривить душой: если экшен в первой «Годзилле» подкупал поэзией стихийного бедствия, то в новом фильме авторы пытаются делать то же самое, увеличив дозу в десять раз. Правильно ли это? Нет. Круто ли это? О, да! Пейзажи временами напоминают «Девятый вал» Айвазовского, хотя в них нет чего-то очень важного. Загадки? Тревоги? Ощущения ничтожности человека? Скорее всего. Они просто красивы, потрясающе прекрасны. Разве что плюющийся молниями трёхголовый Гидора с некоторых ракурсов выглядит натуральным демоном из преисподней, да пробуждение Родана на фоне извержения вулкана заставляет покрыться мурашками. Воздушная погоня с участием Родана, опять же, выносит мозг почище любого дробовика.

Как видите, несколько сцен, сопоставимых по ощущениям с ночным файтом в гнезде Гнуса посреди руин Сан-Франциско и десантированием с красными фаерами из первой части, таки имеются. Звуковые эффекты оглушают сочностью утробного рёва, доисторических трелей, бульканья лавы и треска крошащегося бетона. Этого уже достаточно, чтобы простить «Королю монстров» любые грехи, однако авторы как бы говорят: «Бро, нам тут отсыпали 200 миллионов. Держи экшена на все деньги». Понимаете, в чём соль? Где-то ближе к финальному акту (даже раньше) зритель забывает о сюжетной идиотии напрочь, потому что экшена столько, что волосы дыбом встают. Его (экшен) можно трогать, жрать вёдрами, спать на нём. Это нереально офигенно. Вот как надо отвлекать внимание от повествовательных проблем, чёрт возьми! «Людям Икс: Тёмному фениксу» не помешала бы такая банальная, но действенная методика.

-6

Увы, даже море дивного экшена не уберегло милого ящера с лапками от кассового провала. Но знаете, что? Уже через год мы увидим «Годзиллу против Конга», ибо фильм уже снят (тоже за 200 миллионов долларов, хе-хе). И что-то нам подсказывает: сама концепция битвы двух легендарных киномонстров способна вызвать нехилый ажиотаж. А «Король монстров» недвусмысленно намекает, что в следующем фильме старый добрый Годзиллыч может сыграть за тёмную сторону. Интрига!

Не забывайте подписываться на нашу группу ВконтактеКино-Dобро!