Что такое быстрая мода?
Возможно, вы не знали термина, но скорее всего одежда из H&M или Zara у вас наверняка в гардеробе имеется. Вот эти бренды и относятся к понятию "быстрая мода". То есть это тот сегмент индустрии моды, который массово производит одежду из некачественных материалов и с применением дешевой рабочей силы, тем самым они экономят на издержках и устанавливают низкие цены, что так нас манит купить у них вещи.
Как устроена быстрая мода.
Быстрая мода начала развиваться в 90-х годах. Существующие доступные бренды создают одежду, похожую на «тренды сезона», которые вы видите на подиумах известных домов моды, и продают их по доступным ценам. Больше нет двух коллекций весна/лето и осень/зима, сейчас масс-маркет обновляет свои коллекции раз в две недели, а бывает и чаще. Делается это для того, чтобы, заходя в магазин, вы видели что-то новое и думали про себя “ага, опять отстаю от трендов”. И ведь в таком случае надо что-то купить! Такая доступная мода это то, что вы используете очень недолго - вы быстро снашиваете предмет (либо испортился, либо вышел из моды) и поэтому вам всегда нужно что-то новое.
Продавать что-то доступное, но также модное - это основная идея быстрой моды.
Чем опасна быстрая мода?
Как только фотографии с недели моды появляются в сети, происходит немедленная цепная реакция среди брендов масс-маркета, они спешат продублировать тренд. Как они это делают? Производством за границей самого низкого уровня - обычно в странах, где самые низкие производственные издержки. Стремление быстро создать одежду, которая будет стоить покупателям как можно меньше, предсказуемо ведет к заводам, которым важнее производственные графики и заказ компаний, чем безопасность и права их рабочих. Наглядными примерами являются катастрофический пожар в Дакке в 2012 году и разрушение здания Рана Плаза 2013 года, в результате чего в общей сложности погибло более 1200 человек.
Почему в Бангладеше находятся столько производств одежды? Главным образом потому, что рост заработной платы и инфляция в Китае привели к тому, что производить там одежду оказалось непомерно дорого для компаний, которые стремятся предоставить дешевую одежду на любой вкус и цвет. И ведь компании не останавливаются - недавно сообщалось, что Gap хочет переместить часть производства в Мьянму (страна, которая не совсем знаменита соблюдением прав человека), а H&M расширяется в Эфиопию.
Яркие цвета, принты и отделка тканей являются привлекательными чертами модной одежды, но многие из них достигаются с помощью токсичных химических веществ. Текстильное окрашивание является вторым по величине загрязнителем чистой воды в мире после сельского хозяйства. Недавняя кампания Detox от Greenpeace сыграла важную роль в оказании давления на модные бренды, чтобы принять меры по удалению токсичных химических веществ из своих цепей поставок. Многие из них запрещены или строго регламентированы в разных странах, поскольку они являются токсичными, биоаккумулирующими (это означает, что вещество накапливается в организме быстрее, чем организм может выделять или метаболизировать его).
Полиэстер - самая популярная ткань, используемая для одежды. Но когда полиэфирные одежды стираются в стиральных машинах, от них отделяются микроволокна, которые добавляются к растущему уровню пластика в наших океанах. Эти мельчайшие микроволокна могут легко проходить через очистные сооружения сточных вод и очистные сооружения в наши водные пути, но поскольку они не подвергаются биологическому разложению, они представляют серьезную угрозу для водной флоры и фауны. Маленькие существа, такие как планктон, питаются микроволокнами, которые затем направляются вверх по пищевой цепи, к рыбе и моллюскам, которые потом съедаются людьми.
Для выращивания хлопка требуется высокий уровень воды и пестицидов для предотвращения неурожая, что может быть проблематичным в развивающихся странах, которые могут испытывать недостаток в объемах инвестиций и подвержены риску засухи. Большинство хлопка, выращиваемого во всем мире, генетически модифицировано, чтобы быть устойчивыми к вредителям цветковых червей, тем самым улучшая урожайность и уменьшая использование пестицидов. Но это также может привести к дальнейшим проблемам, связанным с появлением «супер-растений», устойчивых к стандартным пестицидам. Они часто нуждаются в обработке более токсичными пестицидами, которые вредны для домашнего скота и людей.
Чаще всего мы ищем способы сэкономить деньги на одежде. Один из способов оценить стоимость одежды - рассчитать стоимость изнашивания для каждого предмета. Вы можете сказать, “ой, да ты просто пытаешься доказать, что лучше покупать дорогую одежду”. Но это на самом деле способ заставить себя подумать о последствиях вашей покупки. Вам нужно подумать о том, как часто вы будете носить предмет, и как долго он, вероятно, будет жить.
Например, что вы ищете пару черных сандалий. Вы можете купить пару в H&M за 1000 рублей. Если вы покупаете их для особого случая (для одной вечеринки) и надеваете только раз, то это ваша стоимость носки - 1000 рублей. Носите их четыре раза раза, это 250 рублей. Если дешевый заменитель кожи трескается и пластиковые подошвы слишком изношены, это конец для этой обуви. Если вы собираетесь заменить их новой парой, это еще 1000 рублей. Было бы легко потратить 4000 рублей в год на четыре пары одинаковых дешевых сандалий, причем стоимость носки составляла бы примерно 250 рублей.
Теперь вот другой сценарий. Мы все еще ищем черные сандалии, но, например, вы купили их в Anima Shoes. Они делают веганскую обувь и шьют на заказ, средняя цена примерно 5000 рублей. Если вы носите их столько же, сколько и дешевые каблуки, они будут стоить вам немного больше за ношение - 312,5 рублей. Но поскольку они более высокого качества, вероятно, вы сможете носить их намного дольше. Даже если вы будете носить их только один месяц в год, ваша стоимость за износ упадет ниже отметки в 250 рублей. Вам также не нужно совершать эти три дополнительные поездки в торговый центр, чтобы заменить изношенные сандалии. Какой сценарий кажется более разумным?
Хотя нам очень нравится экономить (честно, а кому нет?), с ростом быстрой моды мы ожидаем, что наша одежда будет стоить практически ничего. Быстрая мода искажает наше чувство ценности. Мы покупаем футболки за 300 рублей, считая “а, ничего, порвется, куплю новую”, и остаемся очень довольны, что удалось выцепить такой дешевый товар. Но деньги, которые вы “экономите” на этой футболке, имеют реальные последствия - стоит задуматься о том, чего это действительно стоит.
Обсновные бренды масс-маркета.
- Группа Inditex - Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Uterqüe.
- Группа H&M - H&M, Monki, Cheap Monday, &Other Stories, COS и другие.
- ASOS
- Gap
- Gloria Jeans
- Forever 21
- Mango
- New Look
- NewYorker
- Next
- Primark
- River Island
- Topshop
- United Colors of Benetton
- Uniqlo
Это основные, которые представлены на Российском рынке. Но в Европе и Америке их еще больше.
Что же можно сделать?
Покупайте меньше. Подумайте, вам точно нужна эта пятая пара джинс? Вы должны стать осознанным потребителем, который понимает последствия покупки дешевой одежды.
Поддерживайте местного производителя. В России сейчас наконец-то начала развиваться индустрия локальных дизайнеров. Они чаще всего производят внутри страны из качественных материалов и не наносят такого ущерба окружающей среде, как масс-маркет.
Одевайтесь в секондхэндах. Тем самым вы даете одежде вторую жизнь и заново ее используете. Это самый эффективный вариант, так как не требует никакого производства.
На этом все ♥
__________________________________________________________________________________________
Референсы:
http://www.vogue.it/en/news/encyclo//fashion/f/fast-fashion
https://www.greenpeace.org/archive-international/en/campaigns/detox/fashion/detox-catwalk/
https://www.theguardian.com/world/2013/jun/23/rana-plaza-factory-disaster-bangladesh-primark