В прокат этот фильм вышел одним из первых, а потому его нельзя не обойти вниманием. Крайне редко фильмы о войне выходят в новогодние каникулы. Но если так произошло, то давайте обозревать отечественный военный блокбастер в духе "Ярости"американской. Что же в итоге получилось, и можно ли причислить фильм к "лику святых" .Об этом мы и попытаемся порассуждать в данном тексте.
Стоит сказать, что кино про военную технику стали часто снимать, до танкового боевика был снят ещё "Несокрушимый" и "Танки", но по своим целям это была патриотическая агитка, здесь же перед нами - чистый энергичный экшн про противостояние не двух держав, но мужчин, которые как два геймера решили зарубиться в World Of Tanks. По сюжету младший лейтенант Ивушкин теряет в бою почти всю свою команду и оказался в плену, долгое время его пытались расколоть как языка, но ничего не получилось, покуда командование не поручило Клауссу Ягеру, командующему немецкого танкового подразделения, подготовить элитные танковые части, чтобы дать отпор советским войскам, нужна движущаяся мишень, новый экипаж Ивушкина должен был стать таковой мишенью.
Александр Петров и танки — два главных увлечения первых месяцев этого года. Любой скепсис по поводу «Т-34» проходит после первой же ударной сцены, где Петров и Трескунов удирают от танка на «полуторке» по снежному косогору. В наш век, развращенный «Форсажем» и звездолетами, умение выжать саспенс из соревнования неповоротливых махин дорогого стоит. Алексей Сидоров, автор легендарной «Бригады» и трилогии «Бой с тенью», всегда был одним из немногих российских режиссеров, кто умеет и любит делать жанровое кино, и здесь это особенно заметно. Арсенал средств, скажем сразу, у него не слишком богатый, среди прочего — старомодные, но вынужденные рапиды (а что делать? башня крутится медленно, снаряд летит быстро — не снимать же одни дымящиеся развалины), но тем удивительнее пристойный результат. Порой, конечно, картинка напоминает геймплей какой-то игры-симулятора, а прогресс компьютерной графики искусно оттенен тем кошмаром, что творится с гримом, — видимо, накладные бороды из ТЮЗа с нами навсегда. Но в целом «Т-34» безусловно тешит национальную гордость. Ничего круче про танки, наверное, еще не снимали («Ярости» Дэвида Эйра, несмотря на старания оператора Романа Васьянова, по экшну явно проигрывает).
И что также порадует, в отличие от уже упоминаемых танковых фильмов, этот выигрывает у них в проработке драматургии. Был ли этот побег на танке в реальности, или нет, — данных о нём с гулькин нос. Первая информация о подвиге появилась в 1960-е со ссылками на очевидцев, но подробностей и имен участников никто точно не знал, а сюжет проник в советский масскульт. Пьесу по его мотивам поставил Анатолий Эфрос в «Ленкоме», был снят симпатичный боевик «Жаворонок», отобранный в каннский конкурс. Словом, у Сидорова-сценариста не было строгих обязательств перед материалом, и он переписал историю как противостояние профессионалов — двух достойных противников, которыми, помимо серьезных мотивов, движет обычный азарт, знакомый всем дворовым мальчишкам. А понятная человеческая мотивация — это ахиллесова пята практически всех наших военных фильмов последних лет. Даже снятых из лучших побуждений. Сценаристы как будто боятся искать себя в великих дедах и прадедах, предпочитая почтительную дистанцию. Сидоров не побоялся.
Если с событийной достоверностью всё более-менее понятно, то что же там с деталями? Там всё несколько сложнее, поскольку из двух часов фильма, где-то половина была отдана под экшончик. В таких условиях на психологических нюансах пришлось экономить. В «Т-34» есть много потенциально интересных линий, едва намеченных, но нереализованных. Скорее всего, значительная часть материала просто не уместилась в финальную сборку, однако кажется, что Сидоров сознательно опускает то, что, в общем, понятно без слов, — сколько уже снято, сказано, спето о войне. Показательно, что в «Т-34» опущены биографии всех персонажей. Только пара красноречивых деталей — и эпилог на титрах. Поэтому в плане сценария, всё неплохо, но это не пятёрка, три с половиной по критерию "сюжет\сценарий" я поставлю.
Зрелищности здесь посвящён целый час, поэтому стоит немного сказать о том, что если взяться за сравнение этого фильма с "Яростью", то наша картина на её фоне будет немного меркнуть, как раз-таки именно в плане зрелищности происходящих событий, поскольку основной сюжет разбавляется танковыми перестрелками и поставлены они в лучших традициях онлайновых стрелялок, но реалистичность движений танков, перекалибровки и красочность взрывов не впечатляют так как в кино американском, поскольку последние готовы порой поступиться законами физики, чтобы сделать любое действо зрелищным. Наши пока этому только учатся, а потому тройку из десяти.
Актёрская игра также не во всём порадовала. Есть несколько лиц, которые приятно радуют зрителя одним своим присутствием на экране, есть те кто пытаются что-то играть и нет проникновения. Александр Петров - актёр умелый и способен сыграть хорошо, но достаточно много ролей к которым просто не готовились. Сейчас такое время когда нужно делать быстро и качественно, но первое противоречит второму уже само по себе, поскольку чтобы сделать хорошо нужно затратить время, а сейчас одновременно приходится думать обо всём и потому невозможно сосредоточиться на чём-то одном. Герои поступают в одной сцене так, а во второй по другому. Герой Виктора Добронравова, если я не ошибаюсь, в одной сцене говорит что за Родину готов на всё, и несколько сцен спустя отговаривает Ивушкина от побега на танке, называя это самоубийством. Это попахивает либо размытостью образа либо кривым сценарием, либо непрофессионализмом актёра, уж явно не последнее. Петров же начинает убедительно, а ближе к концу всё-же проскакивает гоповская краска из "Притяжения". Ирина Старшенбаум в роли девушки-переводчицы Ани неплоха, но многое в их взаимоотношениях с Петровым на войне смотрится несколько излишним. Актёры второго плана тоже не менее популярны чем уже упомянуты, но многие из них ни на что не влияют, и смотришь за некоторыми просто на автомате. Богданов неплох. Оценю актёрскую игру в три с половиной звезды из пяти.
Вердиктируя. Фильм который вышел в неправильное время и снят по лекалам не того жанра, на русской почве не прижился ни один комикс, а уж если и сажать его на почву Великой Отечественной, то не делать это настолько прямолинейно и камерно. Несмотря на условия выхода и сценарные косяки, вроде отсутствия у персонажей сюжетных арок как таковых, но операторы работают неплохо, кино не аутентичное но если отключить головной мозг и запустить спинной, то можно получить неплохое удовольствие. О войне либо серьёзно, либо никак. Эксперимент считаю удавшимся, хотя бы потому что его посмотрели и кино нашло своего зрителя. Ставлю фильму твёрдую семёрку и советую к знакомству. Всем добра и приятного просмотра!