Найти в Дзене
VIKENT.RU

Распространение слухов / депрессии в замкнутом коллективе – наблюдение Л.Л. Кербера

Данная статья относится к Категории: Групповое принятие решений

1. Леонид Львович Кербер
1. Леонид Львович Кербер

«Мне хочется отметить здесь одну общую почти для всех зеков шараги черту - склонность к депрессии.

Достаточно было ничтожного импульса (слуха, фразы, замечания «руководства»), как такая душевная депрессия распространялась среди зеков с необыкновенной быстротой.

Порой без всяких оснований, войдя в спальню, вы обнаруживали десятки людей, лежавших на кроватях лицом в подушки, а вслушиваясь в разговор, могли услышать: «...Отпускать не будут... всех в лагеря... точно, я слышал, артиллеристов уже разогнали...» и т. д. Поражала скорость, с какой наше общество в сотню людей впадало в меланхолию и пессимизм».

Кербер Л.Л., Туполев, СПб, «Политехника», 1999 г., с. 141.

2. Сборка опытного экземпляра изделия "103" (будущий Ту-2) в цеху
2. Сборка опытного экземпляра изделия "103" (будущий Ту-2) в цеху

После успешных испытаний бомбардировщика Ту-2, распространились слухи, что авиаконструкторов выпустят на волю…

«Радость захлестнула и вольных сотрудников - нас поздравляют, приглашают в гости, рассказывают, какое вино закуплено, какие пироги пекут их жены. ... Некоторые чистят и гладят одежду, иногородние узнают у вольных расписание поездов.

Проходит день, второй, неделя, но все остаётся статус кво, более того, поползли ХУСы (ходят упорные слухи): вроде военные требуют перекомпоновать «103-ю». Насмотревшись на немецкие машины, они настаивают, чтобы экипаж был сосредоточен в одной кабине. Это очередная смена доктрин, на что они падки. Совсем недавно на макете «103-й» отмечалось как достоинство, что экипаж в ней рассредоточен и тем самым увеличена живучесть машины. Теперь «для обеспечения живучести» его надо сосредоточить. Как говорят в таких случаях в Одессе: «Здравствуйте, мама, я ваша тётя!»

3. Здание КОСОС, где располагалось ЦКБ-29 НКВД
3. Здание КОСОС, где располагалось ЦКБ-29 НКВД

Идут совещания, где-то кто-то что-то решает - мы ждём. Наконец соломоново решение принято: чтобы, как говорят остряки, не обижать петляковцев, нам в качестве эталона для серии тоже, как и им, надо сделать вторую машину - «103-У». В ней штурман пересаживается вперёд, в кабину лётчика, добавляется ещё одна оборонительная точка с пулемётом, увеличивается ёмкость баков и предусматривается наружная подвеска двух бомб по тонне весом. «А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо...»

Самое пикантное состоит в том, что сроки сдачи чертежей заводам не меняются. Нельзя отодвигать выпуск серийных самолётов, нельзя «огорчать
Иосифа Виссарионовича», а если попросту - боятся ему доложить, ведь могут полететь головы, и не наши, которые стоят дёшево, а свои собственные, «а это всегда неприятно», как пелось в одной популярной тогда песенке. Понимая, какой это удар для зеков, «руководство» пускает слух: освобождены мы будем сразу, как только «103-У» покажет свои лётные данные.

4. Первые дома трудовой коммуны в Болшево, где в 1938 году началась история ЦКБ-29 НКВД (снимок 1927 г.)
4. Первые дома трудовой коммуны в Болшево, где в 1938 году началась история ЦКБ-29 НКВД (снимок 1927 г.)

Несмотря на эти посулы, подъём, царивший среди зеков в последние дни, сменяется не менее острой депрессией.

Источник - портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы

Изображения в статье

1. By Unknown - Archives of the museum of Saint-Petersburg Karl May school, Russia. See www.kmay.ru., Public Domain,

2. By Unknown - Unknown, Public Domain,

3. Автор: неизвестен - http://topos.memo.ru/node/55, Добросовестное использование,

4. Автор: неизвестен - http://korolew.livejournal.com/6495.html, Добросовестное использование