Пару месяцев назад мне посчастливилось сидеть в жюри отборочных туров на рок-фестиваль «УЛЕТАЙ». Именно тогда я впервые услышала о своеобычном коллективе «МАLАЯ» из Твери. Во время саундчека на сцену выбежала маленькая девочка с абсолютно невинным лицом и тут как заскримила… Я удивленно обернулась к другим членам жюри и поинтересовалась, что это за удивительный ребенок. Они сказали, что девочке 21 год, и я успокоилась: просто очень молодо выглядит. Потом оказалось, что ребята решили надо мной посмеяться – Тане (солистке группы) всего лишь 12 лет.
Я не могла оставить без внимания рок-группу, у лидера которой еще даже паспорта нет. Она поет не хуже состоявшихся русских рокеров и прыгает со сцены в зал, а ее песня «Взрослым» настолько мудрая и поучительная, что в возраст исполнительницы еще труднее поверить. Ребята уже успели выступить на «Нашествии» и «Доброфесте», а также были отмечены сыном Владимира Высоцкого и Гошей Куценко.
Мне удалось выцепить участников рок-группы «МАLАЯ» перед очередной репетицией. На мои вопросы отвечали Таня (вокалистка), Анна (мама Тани и директор коллектива), Дима (гитарист), второй Дима (барабанщик), Сережа (гитарист) и Сима (бас-гитарист).
Таня, насколько я знаю, именно ты являешься идейным вдохновителем группы. Как тебе в столь юном возрасте пришла идея создать собственный коллектив?
Таня: Начиная с 6-и лет я записывала каверы на песни различных рок-групп, даже пела со многими известными артистами на одной сцене. Когда мне было 10 лет, я поняла, что не хочу стоять на одном месте, развиваться за чужой счет – надо куда-то двигаться. Следующим логичным этапом было создание собственной группы. Мы выложили в ВК пост о том, что разыскиваются музыканты. Состав бэнда несколько раз менялся, но последние полтора года он стабилен.
Откуда у тебя такая любовь именно к року?
Таня: Когда мне было 5 лет, родители дали мне с собой на дачу планшет. На нем я нашла два альбома: с детскими песнями и рок-песнями. Каково было удивление родителей, когда они, вернувшись, застали свою маленькую дочь, которая пела «Тараканов» и «Эпидемию». С того момента все и началось. Я просто выбрала правильный альбом. Как в «Матрице»: синяя или красная таблетка.
Друзья-музыканты, теперь вопрос к вам: как вы решились стать участниками группы, солистом которой является маленький ребенок?
Дима (гитарист): Из нынешнего состава я первый, кто пришел в группу. Пару лет назад мне резко захотелось чего-то нового, и предложение поиграть в группе, которое мне подкинул преподаватель, пришлось очень кстати. Сережу и Диму впоследствии позвал я.
Сима (бас-гитарист): А меня Дима не звал. Мне написала Анна, директор, и пригласила в группу, когда у ребят уже был частично готов материал.
Вы ранее выступали в составе групп?
Сима: У меня достаточно большой концертный опыт. На моем счету участие во многих авторских коллективах и кавер-бэндах. Я выступал на очень крупных площадках.
Есть ли разница между работой в группе, где солист – взрослый человек, и в группе, в которой солист – ребенок?
Сима: Я бы даже сказал, что в «МАLОЙ» отношение к музыкантам и выпускаемому продукту более серьезное, чем в других коллективах, в которых мне удалось поработать. Во многих группах музыканты просто играют в свое удовольствие, не ставя перед собой крупные цели. Здесь же изначально было оговорено, что планы грандиозные. Мы стремимся выйти за рамки тверских клубов, покорить большие площадки. Ну и еще разница в том, что материться тут нельзя.
Расскажите, как вам удалось попасть на фестиваль «Нашествие» в 2018 году?
Дима (барабанщик): Все началось с того, что мы подали заявку на конкурс «ВЫСОЦКИЙ.ФЕСТ». Это соревнование авторов-исполнителей, в котором приняло участие более 1 000 групп. Мы прошли в финал и были отмечены сыном Владимира Высоцкого - Никитой. Нам подарили выступление на сцене «ВЫСОЦКИЙ.ФЕСТ» на фестивале «Нашествие». И в ноябре 2018 года мы снова поехали на этот конкурс, завоевав приз зрительских симпатий. Победитель в данной номинации едет на «Нашествие» 2019. Мы будем выступать на сцене «НАШЕ 2.0» 21 июля в 14:30.
Вы можете сказать, что именно выступление на «Нашествии» 2018 стало драйвером роста популярности группы?
Таня: Нет, так сказать, увы, не можем. Но это был для нас очень крупный шаг. До «Нашествия» мы еще выступали на «Доброфесте». Нас там очень хорошо приняли. Еще мы дважды играли на «ROCK SMENA», каждый раз побеждая в категории зрительских симпатий.
На данный момент вы выступаете только с авторским материалом или каверы тоже приходится играть?
Таня: Каверы мы, конечно, тоже иногда играем. На «ROCK SMENA» от группы «LUMEN» надо было как раз выступить с кавером. На солянках в родной Твери мы тоже порой поем каверы. Здесь они принимаются лучше, чем авторский материал.
Кто пишет музыку и слова к вашим песням?
Таня: Слова и музыку пишет мой преподаватель по вокалу вместе со мной, а аранжировки, как правило, пишет наш гитарист Дима.
Не могу не затронуть тему участия Тани в шоу «Голос.Дети». Я выступление в эфире не видела. Его вырезали?
Сима: Да, выпуск в эфир не попал, но благодаря немецкому каналу «Deutsche Welle» запись выступления на экранах все-таки засветилась. Они сняли о нас крупный репортаж и показали его в нескольких странах.
Сережа (гитарист): Нас очень вдохновило участие Тани в «Голосе». Даже не столько само участие, сколько ее исполнение песни группы «Гражданская оборона». Мы теперь периодически играем кавер на эту песню.
Как вам удалось выйти на немецкий канал?
Анна (директор группы): «Первый канал» сам поделился нашими контактами. «Deutsche Welle» попросили дать им контакты интересных детей. Им дали анкету Тани. Немецкий телеканал снимал о нас репортаж в течение трех месяцев: дома, на репетиционной базе, за кулисами «Голоса», во время выступления. Они тоже раньше никогда не видели таких маленьких рокерш. Поначалу журналисты все пытались вывести нас на чистую воду: якобы родители Таню к чему-то принуждают. Но вскоре они поняли, что здесь все завязано на желаниях самого ребенка.
Довольно странно, что «Первый канал» счел Таню «интересным» ребенком, а в итоге ее выступление вырезали. Какое этому может быть объяснение?
Анна: Вероятная причина – это то, что ни один наставник не повернулся, а эфирное время короткое. Я не знаю, почему наставников Таня не заинтересовала. Песня была выбрана сознательно, «Первый канал» сам хотел «Мою оборону». Наставники, видимо, не знали, что делать с Таней. Ведь такого больше нет – сравнивать не с чем. Кстати говоря, многих крутых детей по телевизору не показали. В общей сложности около 60-80 выступлений вырезали из программы. Причем, никто не согласовывал, что выступление не попадет в эфир. Но мы не расстраиваемся: надеемся, что пойдем в следующий раз, и нас возьмут.
Показался ли вам конкурс честным?
Анна: Трудно сказать, но платить нас никто не мотивировал. Да, у дочки Алсу действительно были привилегии – она репетировала больше других. Но кроме нее таких явлений не наблюдалось – все находились в равных условиях. Возможно, «поворачиваемость» кресел как-то покупается, но доказательств у меня нет.
Таня: Хочу добавить, что все наставники говорили в один голос о вреде расщепления. У них не было иных оправданий, почему они не повернулись ко мне. При этом, фониатр «Голоса» не указывал на вред расщепления, так как это не связочный звук, а врачу я все-таки больше доверяю. Но, видимо, если человек что-то делать не умеет, ему только и остается, что оправдываться. Помимо меня странные комментарии получали многие другие участники. Одному мальчику, который пел песню Фадеева и Лепса «Орлы или вороны», сказали, что ему «не хватает полетности в вокале». А в чем измеряется эта «полетность»? И сколько ее должно быть?
Таня, ты контролируешь свое расщепление, или оно у тебя происходит случайно?
Таня: Конечно, контролирую – я этому специально учусь. Есть несколько видов расщепления, большинство из которых делается ложными связками: ратл, фрай-скрим, харш, драйв, гроул. Я умею делать все виды, кроме гроула, так как организм еще детский.
Как вы оцениваете состояние рока в России?
Сима: Если не брать во внимание «питерский алкорок», то жанр развивается. Многие группы экспериментируют со звучанием, ритмом, ищут что-то новое. Есть группы, которые находятся на пике популярности годами, например, «LOUNA», «Порнофильмы», «LUMEN», «25/17».
Нет ли у вас все-таки ощущения, что аудитория рока с каждым годом становится все уже?
Таня: Так и есть, но все потому, что рок не показывают по телевизору. Рэп вот очень активно продвигают даже в рекламных роликах. Именно рэп слушают мои одноклассники в колонках. Поклонники рока же слушают свою любимую музыку дома. Поэтому сейчас особенно растет популярность групп, которые умело сочетают рок с хип-хопом. Хороший пример – «Anacondaz». Такие коллективы работают сразу на несколько сегментов аудитории и могут участвовать даже в самых крупных фестивалях, таких как «VK Fest».
Сережа (гитарист): Я считаю, что золотая эпоха рока прошла. 20 лет назад было популярно собираться вечером на лавочке или у костра и петь под гитару рок-композиции. Сейчас рок слушают только те, у кого он давно засел в сердце. Молодым рок-коллективам сейчас крайне трудно пробиться на большую сцену. Собирают залы только те, кто начал свою историю давно, еще когда на рок-концерты ходить было модно.
В чем, на ваш взгляд, разница между русским и западным роком?
Дима (барабанщик): Мы с Симой больше любим западный прогрессивный рок. Его разница с нашим роком очевидна: качество исполнения, записи, профессионализм музыкантов, сложность песен. Мы стараемся прогрессивные элементы внедрять и в нашу музыку, чтобы она была интересна не только для обывателей, но и для музыкантов. Но даже на Западе рэп обгоняет по популярности рок. Рок в принципе сложнее слушать. Если добиться баланса между легкой и сложной музыкой, получится достичь популярности.
Дима (гитарист): Первая очевидная разница – это бюджет. На Западе у рокеров есть деньги на продвижение и запись. Вторая разница – подход к самой записи. Там любят экспериментировать с внедрением в тяжелую музыку электронщины и рэпа. Это же очень круто, когда тяжелые рифы, расщеп, дабстеп сменяются вдруг мелодичным припевом. На Западе рок-исполнители не боятся все время быть на грани. У нас же меньше рискуют ставить эксперименты и вкладывать в них деньги.
Сима: Ключевая разница – это еще и образование. У нас дети на уроках музыки поют про елочки и цветочки. Таня не даст соврать. В европейских и американских школах ученики осваивают музыкальную грамоту, инструменты, хоровое пение, пишут сочинения о своих впечатлениях от услышанного. В России-то в принципе образование слабое, но в области музыки все еще хуже.
Таня: На наших уроках музыки мы либо читаем о жизни композиторов, либо поем «Катюшу».
Обращали ли вы внимание на то, что наши рок-исполнители делают акцент на слова, тогда как западные рокеры ставят музыку на передний план?
Сима: Я бы вновь свел все рассуждения к вопросу об образовании. В России большинство классиков русского рока вообще играть на инструментах не умели и не умеют. Стихи вроде написали, а сыграть ничего не могут. В большом количестве питерских рок-групп 70-80-х годов на записи играли одни и те же музыканты, потому что больше никого не могли найти. Я недавно читал биографию одного басиста, который участвовал в записи 80% всех известных команд.
Таня: Почему-то в школе на уроках литературы отводят большое количество времени на написание стихов, а музыку нас писать не учат.
Сима: Я вот не понимаю, зачем делать такой упор на текст песен. У западных рок-музыкантов большая аудитория в России, которая чаще всего не понимает, о чем поют кумиры. Но это и не важно – музыка ведь классная.
У вас есть в планах покорить своим феноменом западный рынок?
Сима: Конечно, у нас даже есть в команде человек, который над этим активно работает – наш PR-менеджер. Мы уже подавали заявки на международные фестивали и шоукейсы, но пока нас не берут – недостаточно популярны. Большую роль при отборе на зарубежные фестивали играет зрительское голосование. Или наличие денег.
Вы работаете с паблишером или лейблом?
Анна: Мы работаем с «Союз Мьюзик». Они занимаются дистрибуцией нашей музыки, контролируют соблюдение авторского права. Но авансов они никаких не выдают. Вернее предлагаемые авансы за готовый альбом не превышают бюджет записи одной песни.
Можете не отвечать на этот вопрос, но лучше все-таки ответить: получается ли зарабатывать на музыке?
Анна: Пока не получается – это огромные ежемесячные затраты, инвестиции в развитие. Так все рок-группы начинают: 5-10 лет просто работают на имя. Хотя есть феномены вроде «Кис-Киса», но тут, видимо, сыграл роль большой стартовый капитал.
Что будет с «МАLОЙ», когда ты, Тань, вырастешь?
Таня: Когда я вырасту, «МАLАЯ» сохранит свое название однозначно.
Сима: Хотелось бы, чтобы название сохранилось – это будет группа с огромной красивой историей.
Таня: Пускай, это кому-то покажется странным, но я могу привести множество примеров несоответствия состава группы и названия. Почему вот в группе «Тараканы» играют не тараканы?
Какие у вас планы помимо участия в «Нашествии»?
Таня: Мы будем участвовать в фестивалях «Тамань» и выступать на Дне Твери. А еще у нас скоро выйдет новый сингл.
Я не знаю, правда ли Тане 12 лет, но похоже на то – свидетельство мне показали. Рассуждения у нее по крайней мере совсем не детские: уже в 10 лет она поняла, что надо выходить на новый этап – собственный коллектив. Всем бы детям в 10 лет ставить такие глобальные цели. А вообще беседа у нас состоялась очень интересная, особенно про пути российского рока и разницу между Россией и Западом. Надеюсь, вы смогли подцепить для себя полезные мысли. Я желаю рок-группе «МАLАЯ» покорить самые большие сцены и выйти на зарубежный рынок, а пока, как минимум, удачно выступить на летних фестивалях.
Подписывайтесь на канал, пишите комментарии и слушайте треки группы «МАLАЯ»!
Интервьюер: Дарья Кулик
© Music Date. Let's go out and grab some music!