Найти тему

Дезе. Почему Наполеон плакал в день триумфа

Наполеон Бонапарт умел находить и выбирать талантливых соратников, ставших двигателями большинства его успехов. Немало их умерло при жизни императора; некоторые и на его глазах. Но более, чем о других, он жалел о судьбе молодого генерала Луи Дезе, с которым и знаком-то был всего 3 года, и встречался не так уж часто. Возможно, причиной было то, что Дезе относился к нему не как к главнокомандующему или императору, а просто как к замечательному, талантливому парню Наполеону.

Луи Шарль Антуан Дезе катастрофически опоздал родиться – ему следовало бы быть рыцарем Круглого стола. Он охотно подписался бы под словами знаменитого господина де Тревиля «ничто нам не по вкусу, кроме славы». Невероятно красивый (судя по прижизненным портретам) молодой человек мало интересовался барышнями, одевался кое-как, и все силы направлял на свою военную службу.

С Бонапартом они были ровесниками (Дезе родился 17 августа 1768 года и, соответственно, был на год без 2 дней старше), и их карьеры поначалу тоже развивались схоже. Оба закончили военные учебные заведения (разные), оба приняли революцию, оба стали очень молодыми генералами, своеобразными рекордсменами по этому показателю. Оба имели кое-какие неприятности с революционными властями (только Бонапарт – из-за дружбы с якобинцами, а Дезе – из-за политической умеренности), но они не сказались пагубно на их карьере. Все это молодые люди проделали, не будучи знакомы друг с другом.

Но при режиме Директории карьера Бонапарта стала развиваться куда быстрее. Однако Дезе это почему-то не обижало, а наоборот: он восхищался талантом Наполеона и в конце концов захотел познакомиться с ним. Это было несложно – Дезе просто напросился в служебную командировку в Итальянскую армию.

Встреча привела его в полный восторг, и похоже, что не его одного. Дезе обладал не только красотой – в нем было то трудноописуемое очарование личности, что безоговорочно покоряет лиц любого пола, возраста, происхождения и воспитания. Во всяком случае, все его подчиненные готовы были за своего командира на что угодно. Мало того – за него, обвиненного во время якобинской диктатуры в роялизме, решительно заступился… железный Сен-Жюст, самый принципиальный и несгибаемый сторонник революционного террора!

Во всяком случае, Бонапарт взял Дезе в египетский поход и был им очень доволен. И не он один – Дезе обожали даже завоевываемые местные жители! За непоколебимую честность и благородство они прозвали французского генерала «Султан Справедливость»! Наполеон уехал из Египта без Дезе по чистой случайности – тот просто опоздал к отбытию.

Это стоило «Султану Справедливости» месяца английского плена, в котором его держали на положении рядового солдата. Поскольку пленение произошло уже после заключения мирного договора, оно было незаконным, и Дезе в лицо английскому адмиралу Кейту заявил, что англичане хуже арабов и негров, ибо те умеют держать слово. Но ему и это сошло с рук – мистика!

В результате к Бонапарту Дезе прибыл только в начале июня 1800 года. Тот очень образовался, дал ему пару дивизий и отправил под Геную – мешать передвижениям австрийских частей. Сам же первый консул был очень занят — готовил сражение при Маренго.

Ныне оно считается одним из высших достижений его полководческого гения, но 14 июня 1800 года Маренго чуть не превратилось для Бонапарта в полный крах. Но, когда французы уже отступали, бросившиеся в погоню австрийцы неожиданно напоролись на свежие части. Это вернулся с полдороги Дезе, услышавший канонаду и догадавшийся, что под Маренго он нужней, чем под Генуей.

Легенда гласит, что Дезе представился Бонапарту, а тот заявил, что битва уже проиграна. «Еще рано — у нас есть время выиграть другую!» - ответил другу Дезе и лично повел в атаку 9-ю легкую бригаду. Первая же пуля досталась ему — точно в сердце.

-2

Ох, зря оказался столь хорошим стрелком безвестный австриец! Известие о смерти обожаемого командира превратило людей Дезе в одержимых боевым безумием берсерков. Они в буквальном смысле порвали противника в клочья, разом превратив французское поражение в оглушительную победу.

Битва при Маренго стала триумфом Наполеона, но 14 июня 1800 года ему было не до того. Сообщение о смерти друга, фактически спасшего всю кампанию, повергло его в шок. Все приближенные единодушны: тогда они в первый и предпоследний раз видели будущего императора плачущим. Вечером, получив известия о полной победе Бонапарт сказал: «Как хорош был бы этот день, если б сегодня я мог обнять Дезе!» Он лично приказал похоронить погибшего в часовне монастыря Сен-Бернар.

-3

Это тот самый монастырь, где вывели знаменитую породу собак-спасателей. Чем-то похож на них по характеру был Луи Дезе: его больше интересовало, кого и что он может спасти сегодня, чем какие награды и титулы ждут его завтра.

Многочисленные портреты сохранили для потомков отмеченную обреченностью красоту молодого военного. Но даже пережившие его современники так и не смогли толком объяснить, что же было в Луи Дезе такого, что даже не склонные к излишней сентиментальности будущие императоры любили его до слез...

Если эта история была вам интересна – поставьте лайк, пожалуйста. И подпишитесь на канал, чтобы ничего не пропустить.