Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Как художник создаёт видеореконструкции беспорядков. И зачем?

Михаил Борисов подводит персональные итоги Венецианской биеннале, выделяя самые интересные проекты, на которые точно стоит обратить внимание.
Вы читаете шестой выпуск. Ссылки на предыдущие материалы вы найдете в конце статьи.

Канадский художник и видеограф Стэн Дуглас показывает на биеннале масштабные фотографии гражданских беспорядков в Тоттенхеме. В основе изображений лежат аэрофотосъемки улиц Хокни и Пэмбери.

Видео рассказывает о том, как Дуглас создает другие работы, основанные на перепостановке

Дуглас говорит, что хочет показать момент «предвкушения», как «люди ждали, когда что-то произойдет». Можно предположить, что обыкновенно на этих улицах ничего и не происходит.

‘People waiting for things to happen’ … Pembury Estate by Stan Douglas, 2017. Photograph: © Stan Douglas
‘People waiting for things to happen’ … Pembury Estate by Stan Douglas, 2017. Photograph: © Stan Douglas

Автор взял эти кадры из репортажа Sky News, затем нанял вертолет и снял участки улиц заново, а после четырехмесячного цифрового рендеринга на изображениях появились исторические здания вместо новых магазинов, а фигуры людей стали объемнее за счет проработанных теней.

Abbott & Cordova, 7 August 1971 by Stan Douglas, 2008. Photograph: © Stan Douglas
Abbott & Cordova, 7 August 1971 by Stan Douglas, 2008. Photograph: © Stan Douglas

Стэн Дуглас видел своими глазами уличные беспорядки в родном Ванкувере во время «хоккейного бунта», когда местный хоккейный клуб «Кэнакс» потерял кубок Стэнли.

«Мы зашли в бар и посмотрели репортаж, где жгли машины и грабили магазины. Полиция не могла взять под контроль беспорядочное насилие»

Комментируя свою работу про лондонские беспорядки, Дуглас говорит: «Мне было интересно, как [происходили] лондонские беспорядки со времен бунтов на расовой почве... Улицы как артерии города, где взаимодействуют люди, полиция и объекты, [мое внимание было] не на хаосе, а на поведении разных групп».

Detail of Mare Street by Stan Douglas, 2017. Photograph: Stan Douglas
Detail of Mare Street by Stan Douglas, 2017. Photograph: Stan Douglas

Дуглас своими работами старается вычленить разнородные силы из хаоса и стихии и всмотреться в то, что может происходить на улице на самом деле. И если телевидение выхватывает отдельные крупные планы, эффектные жесты, эмоции, то работа Дугласа дает масштаб и не временную, но пространственную дистанцию, дает одну из возможных точек рассмотрения события, примерно так, как это было на исторических картинах у художников классической эпохи.

​Stan Douglas Overview Downspark Queensdown (video still) 2017
​Stan Douglas Overview Downspark Queensdown (video still) 2017

Стэн Дуглас дает «критический анализ социальной реальности», его имя часто ассоциируют с Ванкуверской школой фотоконцептуализма, но в отличие от Джеффа Уолла, Дуглас, используя кинематографическое наследие, исследует классовые взаимодействия в обществе.

Текст: Михаил Борисов

В первом выпуске - американский скульптор Джимми Дарем (Jimmie Durham) создаёт скульптуры, посвященные проблемам коренного населения Америки — индейцам.

Вторая часть посвящена “Белому альбому”. Это видеоэссе, которое состоит из найденных телефонных записей и телевизионных хроник. Автор проекта – Артур Джафа, видеограф, оператор и создатель киностудии «черного кино».

Третий выпуск расскажет о художниках, которые посвятили свои работы андрогинности и расовой дискриминации.

Четвертый выпуск посвящён тому, как художница с инвалидность говорит о проблемах с помощью искусства.

Пятый выпуск — о том, как фотограф создаёт пейзаж, говорящий социальным проблемам.

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.