В конце 1950-х годов королевская свадебная лихорадка охватила Японию. Тогдашний наследный принц Акихито влюбился в выпускницу литературного факультета Мичико Шоду, с которой познакомился на теннисном корте в 1957 году в судьбоносной встрече, получившей название "брак по любви"." Национальный интерес к свадьбе принца был отчасти обусловлен статусом Митико как простолюдинки - шаг, который нарушил более чем 2000-летнюю традицию. Но рост средств массовой информации и появление живого телевидения также помогли укрепить огромную популярность пары, навсегда изменив способ, которым королевская семья формировала свой общественный имидж. Нация была очарована будущей принцессой, и ее фотографии появлялись повсюду.
"Митчи-бум" взорвался по всей стране", - сказал один из нынешних репортеров журнала Josei Jishin Юкия Чикасиге, который освещал императорскую семью более трех десятилетий.
"Она была умна, красива и хороша в спорте. Ее популярность была такой же, как у Меган, Кэтрин или даже принцессы Дианы. Ее образ был похож на принцессу Энн (персонаж Одри Хепберн) в "Римских каникулах".
"Японские женщины обожали ее-ее прическу, моду, аксессуары, то, как она говорила", - добавил Чикасигэ. - Значит, продажи телевизоров взлетели, потому что все хотели видеть их женатыми."
Формирование общественного восприятия
Исторически японские императоры почитались как человеческие божества. Они редко, если вообще когда-либо, взаимодействовали с общественностью. Но с раннего возраста император Акихито, который уходит в отставку во вторник, начал снимать многовековые барьеры между королевской семьей и общественностью, особенно когда он ухаживал, а затем женился на Митико.
Фотография и средства массовой информации снова сыграли огромную роль в этой эволюции, особенно в день свадьбы. "Все были в восторге от этого "романа века", - вспоминал Сигэо Судзуки, бывший телевизионный продюсер, который курировал освещение свадьбы в 1959 году.
"Страна выходила из тени поражения во Второй Мировой Войне и упорно работала над созданием образа Новой Японии. Это было в начале экономического бума, материальные и электронные продукты входили в домашние хозяйства, и все это совпало с браком принца". Вместе со своей командой из Tokyo Broadcasting System (TBS) Судзуки установил 12 позиций камеры для захвата события.
Телевизоры появились в стране всего шесть лет назад, а прямые трансляции только зарождались. До королевской свадьбы кадры были доставлены с фиксированных камер. Но событие ознаменовало один из первых случаев, когда были использованы движущиеся камеры, установленные на тележках, сообщает Судзуки.
- Телевизоров тогда было немного, поэтому телевидение шло позади газет, радио и журналов. Но свадьба все изменила.
10 апреля 1959 года более полумиллиона человек выстроились вдоль маршрута парада, в то время как около 15 миллионов настроились, чтобы посмотреть свадьбу в прямом эфире. После церемонии Акихито и Митико продолжали играть свои публичные роли, используя средства массовой информации, чтобы помочь сформировать новый, современный образ для императорской семьи - как до, так и после того, когда они были названы императором и императрицей в 1989 году.
По словам Чикасиге, во время фотосъемки камерам было предложено приблизиться и получить лучшие углы, чем когда-либо прежде. На снимках того времени видно, как молодая пара воспитывает собственных детей и водит их в школу, а также готовит на дворцовой кухне.
"Они (пара) хотели показать, что они не царствуют, а скорее, они были такими же, как мы", - сказал он. "Благодаря этим изображениям принца и принцессы образ императорской семьи постепенно менялся от почтения к любви и уважению. Они стали образцом современного, вестернизированного образа жизни в то время, когда Япония отходила от разрушительной войны и вступала в новую эру."