В контексте зарождения политического движения “ишин шиши”, описываемого в прошлой части, будет грешно не упомянуть Ёсиду Сёина – духовного лидера Мэйдзи.
Этот поистине замечательный молодой человек (а Ёсида был молод – он прожил всего 29 лет) за свою короткую жизнь успел проникнуть на американский корабль, принять участие в покушении и воспитать целую плеяду будущих деятелей реставрации Мэйдзи.
Сёин был родом из мятежного княжества Чошу: уже в девять лет одарённый мальчик читал лекции в клановой школе, а в одиннадцать – проводил чтения «Сборника военных наставлений» для правителя княжества. Позднее молодой учёный загорелся желанием изучать военное дело за границей – несмотря на угрозу казни всякому японцу, осмелившемуся нарушить политику изоляции. Эскадра “чёрных кораблей” командора Перри ожидала окончания переговоров в порту Симода на полуострове Идзу, когда Ёсида с другом попытались проникнуть на американский корабль, чтобы уплыть в США и там утолить свою тягу к знаниям. Командор Перри был поражён смелостью молодых японцев, но вынужден был отказать, опасаясь окончательно рассориться с местным правительством. Оба неудачливых путешественника оказались в тюрьме (однако сохранили головы), но Ёсиде повезло: со временем его перевели под домашний арест и даже позволили набирать учеников. Позднее школа Ёсиды объединилась со школой его дяди и получила название “Сёка сондзюку”: там Сёин обучал отпрысков небогатых самурайских семей, наставляя их в духе лоялизма.
Но, пожалуй, самое главное.
Именно Ёсида ввёл концепцию, которой японцы придерживаются до сих пор:
”Учись у иностранцев, делай как иностранцы, делай лучше иностранцев”.
Он не разделял взглядов обезумивших от ненависти “ишин” – кровавой оппозиции, готовой изрубить не только пришлых “варваров”, но и сотрудничавших с ними чиновников. Критикуя сёгунат, наставник из княжества Чошу убеждал своих учеников в необходимости перенимать западные знания, видя спасение страны в симбиозе традиций и новшеств.
Вот что пишет о мятежном учёном Роберт Льюис Стивенсон, позднее познакомившийся в Эдинбурге с одним из его учеников, Маски Тайдзо:
“«Он придерживался одного мнения с Торо: «Облагороженная отвагой неудача — тот же успех!»"
Вспоминая свой энтузиазм, свои горячие обещания, он ничуть не смущался. И даже если все шло с точностью до наоборот, и было ясно, что достичь намеченной цели никак невозможно — ну что ж, значит это служило ему еще одной причиной для того, чтобы быть смелым и настойчивым в достижении следующей».
Окончил философ из Чошу печально, но в духе прожитой жизни. Когда сёгунат, не дождавшись разрешения императора, дал согласие на разрешение невыгодного стране договора, Ёсида замыслил покушение на ответственного за подписание договора чиновника, однако был схвачен, брошен в тюрьму и, позднее, казнён в сёгунской столице Эдо.
После реставрации Мэйдзи покойный учёный был провозглашён синтоистским божеством, а в Токио – бывшем Эдо – в его честь было возведено святилище “Сёин”.
Благодарим за Ваше внимание! Поддержите лайками и подпишитесь на наш канал, будем стараться радовать Вас авторскими заметками о тонкостях истории Японии ежедневно!