Не люблю слово "справедливость". Объясню почему так и почему именно сегодня об этом. Это слово я часто слышу, когда говорят о богатых, о бедных, о зарплатах рабочих и доходах "олигархов".
Начнём с того, что олигархов в России почти нет. Те люди, о шикарных виллах и квартирах которых, мы можем читать каждый день - не олигархи. Они не капиталисты, они менеджеры. Они не владеют, они управляют. А кто владеет? - Государство.
Газпром, Роснефть, Транснефть, Россети, Мосэнерго (Газпромнефтегаз) и другие крупнейшие компании-монополии России управляются людьми. Не роботами, а людьми.
Это люди, которые покупают себе дворцы, а своим детям гражданство других стран, могут быть "хорошими"или "плохими", но их заинтересованность связана лишь с сохранением должностей и получением бонусов за выполнение поставленных задач. Цели, которые им ставит руководство страны часто краткосрочные, политические.
Как так вышло? - Из-за того, что среди россиян высок запрос на ту самую Справедливость. То, что государство владеет богатствами страны считается более справедливым, чем передача активов в частную собственность. При этом:
1) Люди не хотят, что бы частные лица/фонды владели недрами страны
2) 30-40% населения уверены, что государство управляет активами эффективнее частных компаний.
3) Люди уверены, что в случае приватизации они ничего не получат от этого.
Я не хочу сейчас судить о том, кто эффективнее и что лучше для России. Но Россия для меня - это люди, это граждане России, а не Государство. Но не надо мне говорить о справедливости, когда именно она стоит в основе коррупции, которая всем так не нравится.
Почему сегодня я пишу об этом? Да просто потому, что это слово используют организаторы сегодняшнего митинга на проспекте Сахарова в Москве (в 17:00 23.06.19). При этом, я очень уважаю эти организации: Либертарианскую партию и Профсоюз журналистов. Если среди членов профсоюза много социалистов и с этим я готов примириться, то услышать "Справедливость" от либертарианцев для меня очень неожиданно.
С жажды справедливости начинается передел собственности. Сначала покушаются на права богатых, потом "середняков". Потом, вдруг, бедные видят, что вокруг остались одни бедные и это справедливо, но в животе урчит и граница на замке. Зачем нам справедливость? Разве мы будем хуже жить от того, что нефть добывает и экспортирует частное лицо? Мы же получим от него часть прибыли через налоги.
Разница в том, что частник будет управлять активом бесплатно, это его. Государственный менеджер управляет чужим, он потребует хорошую зарплату и бонусы. При этом, он будет управлять хуже и жадность его будет расти. Частный собственник утоляет свою жадность не за наш счёт. Если он эффективно управляет - его актив растёт в цене, капитализация его компании растёт. При этом, никто не мешает нам покупать долю в его компании через акции и получать дивиденды.
Николай Помещенко 23.06.2019
p.s. попробую сделать новый плакат ;-)