Япония не всегда была такой, какой мы привыкли её видеть: утончённая смесь древних традиций и устремлённых к небу высоток. Сравнительно недавно - всего каких-то сто пятьдесят лет назад - Страну Восходящего Солнца перемалывало в жерновах иностранной экспансии, терактов и революции. Называлось это весёлое времечко "бакумацу", что дословно переводится как "конец сёгуната" - он же конец эпохи Эдо. А сёгунат Токугава и правда отдавал концы. Неповоротливая феодальная махина уже не могла удовлетворять потребности населения - особенно в вопросах государственной изоляции, ревностно отстаиваемой правительством-бакуфу. Тут надобно сделать пояснение для неофитов: в Японии к тому моменту сложилась условная система двоевластия. Бакуфу ("ставка") во главе с сёгуном, господствовавшее в середине 19-го века, правило бал практически без участия императора, а роль Сына Неба стала исключительно номинальной. Само государство было разделено на княжества-"ханы" (ныне их территории занимают префектуры), управляемые кланами, что крепости государственной вертикали тоже не прибавляло. Экономику охватили стагнационные процессы, сословная система себя изжила, воинская идеология Сэнгоку-дзёдай - эпохи воюющих провинций - в относительно мирный период Эдо стала красивым, но громоздким атрибутом, зачастую плохо вписывающимся в реальность. При таких исходных в государстве рано или поздно должно было громыхнуть - не хватало лишь искры на фитиль.
С ролью искры отлично справилась эскадра американца Мэттью Перри, вошедшая в историю как "чёрные корабли" (паровые судна, извергающие чёрный дым, были японцам в новинку).
Американский командор прибыл с благой миссией наладить торговый диалог, однако ситуация больше напоминала строчки из шуточного стиха А.К. Толстого:
"...Смиренно я сватаю вашу сестру, не то вас обоих дружиной припру".
В случае отказа японского правительства принять послание президента США Перри был уполномочен открыть по острову огонь. От подобных новостей сёгун сказался больным и пообещал дать ответ в следующем году, но американцы никуда не спешили. На беду японцев, мнимая болезнь сёгуна обернулась его скоропостижной смертью, вести о которой долетели до ожидавшего в Гонконге Перри куда раньше назначенного года. Когда командор прибыл вторично, никакой тактики бакуфу ещё не выработало, и глава правительства Абэ Масахиро был вынужден подписать с США договор о дружбе. Вслед за американцами Японию вынудили к сотрудничеству Англия, Франция и Россия.
Насильственное завершение изоляционной политики сакоку ("сакоку" буквально - "страна на цепи") и вынужденная торговля с более развитыми странами возымели эффект разорвавшейся бомбы. Подорванная обилием иностранных товаров экономика окончательно пришла в упадок, но самое главное - пошатнулась многолетняя вера в богоизбранность японской земли и святость власти.
""Красноволосые варвары" топчут священные берега, а сёгун не в состоянии их изгнать? Уж не потому ли это, что сами Токугава - узурпаторы, оттеснившие законного правителя, Сына Неба? "...
Так заканчивается повествование о чёрных кораблях и начинается история "Сонно Дзёи" - политического течения, послужившее началом возвращения лояльности императору и реставрации Мэйдзи.
Благодарим за Ваше внимание! Поддержите лайками и подпишитесь на наш канал, будем стараться радовать Вас авторскими заметками о тонкостях истории Японии ежедневно!