Найти тему
Роман Манекин

"Блицкриг" и "окопная война"

Отчаянно врали перед войной майдановцы о реальной роли Донбасса в экономических раскладах Украины: пытались выдать Донбасс за дотационный регион.

На самом деле, до 2014 года на долю Донбасса приходилось около 25% украинского экспорта и более 15% инвестиций в основной капитал. И внутри региона экономическая ситуация складывалась более, чем благоприятно: за счет спорадического скачка цен на продукцию металлургии в районе 2012 года и нещадной эксплуатации населения шахтерских поселков, жителем которых платили буквально гроши за их труд со созданию прибавочной стоимости украинско-донецкого олигархата, Донецк действительно на глазах превращался в европейский город.

Это, на самом деле, - так!

Теперь, о том, что случилось за годы войны.

Исследователи DIW Berlin установили, что Украина лишилась в среднем 15,1% подушевого ВВП в военный период (2013–2017 годы), или 9,2% ВВП в 2014 году, 19,6% ВВП в 2015 году, 19,8% ВВП в 2016 году и 21,7% ВВП в 2017 году.

Проблема, однако, в том, что указанные потери легли бременем на рядовое население Украины. Олигархат от войны только выиграл, подсев на западные кредиты и госзакупки вооружений.

По замыслу Суркова, как я его понимаю, неизбежные экономические потери Украины должны были стимулировать протест населения против нацифицированных властей. Однако, ввиду очевидной провальной работы российской пропагандисткой машины, украинским СМИ удалось убедить население, что в потерях виноваты не украинские олигархи и власть имущие, а "российские оккупанты".

Антироссийские настроения подогревали известия из донбасских республик, где валовой региональный продукт (ВРП) Донбасса в расчете на душу населения Донецкой области сократился в 2013–2016 годах в среднем на 43% по отношению к траектории ВРП в сценарии без войны, в Луганской области - на 52%. Скрыть эту информацию было невозможно, поскольку практически каждый житель донецких республик имеет знакомых, бывших сослуживцев, однокашников, родственников, наконец, на сопредельной стороне и, в условиях коммуникации по сети Интернет и мобильной связи, которую, в значительной мере, по прежнему, контролируют украинские мобильные операторы, радикально обрезать распространение информации было принципиально невозможно.

Плюс отвратительно, я бы сказал, показательно отвратительно работали донецкое и луганское Мининфо,выдавая в эфир пошлые "лубочные" картинки, в то время, когда реальная ситуация была известно всем, без исключения.

Донецкие власти в этих условиях прибегли к массовым репрессиям, что только подлило масла в огонь.

В результате, на Украине провоцировались радикальные антироссийские настроения. И роль донецких и луганских властей в формировании указанной ситуации представляется определенной и несомненной.

Что можно сделать?

Полагаю, что без решительной смены минской "парадигмы" российско-украинских отношений, сложившихся после 2014 года ничего существенного сделать не возможно.

То есть, можно, конечно, отодвинуть от донецко-луганской тематики явного авантюриста и прожектера Суркова, выгнать коленкой под зад из Донбасса его ставленников, мошенников и прохиндеев, Пушилина с его "МММ".

Проблема, однако, в том, что новой концепции российско-луганских отношений не просматривается. Ибо альтернатива плохому "минскому" миру, на самом деле, одна: решительное наступление, в том числе, идеологическое на позиции украинского олигархата на материковой Украине.

А для этого необходимо, как минимум, опереться на антиолигархическую риторику и нижные, фундирующие страты украинской социальной системы. Чего боятся сами российские олигархи.

Сергей Нефедов вчера очень любопытную статью выложил. В ней, помимо общеизвестных фактов о том, что великие империи от македонской до монголо-татарской и империи Наполеона I, автор доказывает, что успехи Гитлера на начальном этапе Второй Мировой войны (впрочем, полагаю, что это был второй этап единой мировой войны п.п.20 в.) объясняются созданием технологии применения в боевой обстановке нового оружия - механизированных танковых корпусов, способных совершать глубокие обхваты больших масс противников. Рассмотрение событий Мировой войны через призму применения танковых корпусов убедительно, на мой взгляд, объясняет многие события и решения 1939-1943 и последующих годов.

РФ сегодня - самая вооруженная страна в мире. А на полях донецкого противостояния мирное население гибнет от снарядов танков Т-72, устаревших еще в прошлом веке.

Украина, Грузия не в состоянии противостоять РФ ни в военном, ни экономическом отношении.

Коллективный Запад не в силах сейчас эффективно противостоять на полях сражений.

Объем санкций стран Запада в отношении РФ очевидно мало изменится в случае интенсификации военных действий.

Вопрос, таким образом, состоит не в том, сумеет ли Москва атаковать и взять Киев и Тбилиси - сумеет безусловно!, а в том, сумеет ли прокормить население Украины и Грузии, после быстрой и неизбежной победы.

***

Взять, скажем, РФ и Беларусь. Структура экономик этих двух государственных образований не совпадает решительно: в Беларуси, в наследство от советских времен, функционирует государственный капитализм, в РФ - государственно-олигархический. Это создает определенные неудобства текущим правительства Медведева и Лукашенко, но, одновременно, по парадоксу, обеспечивает мирное сосуществование двух государственно-экономических систем. На Украине, в Грузии социально-экономическое устройство идентично российскому. Чуть больше влияние олигархата, чуть меньше - государства.  И поэтому градус противостояния Тбилиси и Киева Москве не сопоставим с "турбулентностями" на белорусском направлении, с которого не так давно был снят господин Бабич.

Де-факто, между Украиной, Грузией и РФ уже многие годы идет война, вулкан которой периодически (а самое главное, - всегда неожиданно!) активизируется в горячую фазу.

Уверен - с 2001 года был уверен! - что боевое столкновение Киева, Тбилиси и Москвы неизбежно. И сугубо военный расклад сил, насколько мы его знаем, сегодня сложился в пользу Кремля.

Чего ждет Путин, на самом деле, не понятно!

Особенно не понятно в Донбассе, где вчера осколок украинской мины покалечил ногу очередной донецкой девочки, 13-летней Карины Светличной.

Посмотрим, конечно, как будут развиваться события. Ясно, однако, одно: есть неизбежные решения, есть этапы, которые не обойти.

Они есть внутри Донбасса, на постсоветском пространстве. Они есть в мировой политике.

А Путин, между тем, неизбежно стареет: никто из живущих не вечен! Что отчетливо было видно на пресс-подходе, после "горячей линии" в июне 2019 года.

Такие дела!...

С уважением,

Роман В. Манекин