Найти тему
Япония сквозь века

Записки о Бакумацу: пожар революции

Итак, в предыдущей статье мы оставили жителей Страны Восходящего солнца обескуражено наблюдать, как иностранцы по-хозяйски обустраиваются на их островах. Американская эскадра командора Перри вскрыла изолированную Японию, как устричную раковину, и “красноволосые варвары” принялись активно выедать “начинку”.

Вынужденный договор о торговли подвёл японскую экономику к краю пропасти: городские ремёсла, крестьянское хозяйство и внутренняя торговля оказались подорваны западной экспансией, вера в незыблемость сёгуната пошатнулась.

Теми же соглашениями иностранные граждане были выведены из-под юрисдикции Японии – сам факт суверенитета островов ставился европейским миром под вопрос.

Всё чаще недовольные кабальными договорами самураи роптали на сёгунское правительство-бакуфу, а особо оппозиционные княжества задумывались о свержении власти силой оружия. Сёгунат шёл на уступки: был выдвинут лозунг “кобу гаттаи” – “союз двора и шатра”, подразумевавший тесное сотрудничество сёгуна с императором, но эти полумеры уже не могли удовлетворить воинское сословие. Особенно от обвала экономики пострадали самураи низшего и среднего положения – они-то и сформировали будущую базу движения так называемых “ишин шиши” – “людей благородных намерений”. Для понимания явления нашими читателями, правильнее всего будет провести параллель между “ишин шиши” и боевыми группами эсеров. И те, и эти – люди среднего достатка, нередко (а в случае шиши – практически полностью) – из мелких дворян, жаждущие перемен и готовые разнести государство динамитом.

Динамита у людей благородных целей не было – были мечи.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но и этого с лихвой хватало для терактов, лавиной обрушившихся на западных торговцев и российских моряков.

“Сонно Дзёи!”

Девиз, прогремевший над Японией в середине девятнадцатого столетия, переводился как “почитай императора, изгоняй варваров”, а если попросту – призывал топить всех “красноволосых” в гальюне.

Под мечами разозлённых ишин летели головы не только иностранцев, но и продажных чиновников бакуфу, допустивших на священной земле эдакое безобразие. В 1863 году революционерами был составлен план по восстановлению императорской власти (ирония, но если эсеры боролись с самодержавием, то японские террористы, напротив, жаждали его восстановить), однако в этот раз ишин шиши потерпели поражение. Вреда от их действий было ничуть не меньше, чем от соглашательской политики бакуфу: западные страны без труда организовали азиатским желябовым ассиметричный ответ и подвергли мятежные княжества бомбардировкам. Особенно пострадали окраины Чошу-хана – пожалуй, самого оппозиционного к сёгуну княжества, атакованного семнадцатью европейскими кораблями.

“Соннодзёивцы” способствовали окончательному развалу союза двора и шатра, давая Токугава понять, что процесс недовольства и сепарации вышел из-под контроля.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Попытка усидеть на двух стульях провалилась – бакуфу осознало невозможность одновременно угодить иностранцам и самураям, однако над первыми власти не имело, а над вторыми день за днём её утрачивала. Именно движение шиши положило начало революционному повороту развития, начисто отметая путь реформ, способный переродить сёгунат в адекватную реалиям систему. Хорошо это или плохо – судить поздно, ибо история не знает сослагательного наклонения, однако революция Мэйдзи как свершившийся факт – в солидной степени плод движения ишин.

Благодарим за Ваше внимание! Поддержите лайками и подпишитесь на наш канал, будем стараться радовать Вас авторскими заметками о тонкостях истории Японии ежедневно!