Восстание Емельяна Пугачева стало суровым испытанием, которое пришлось пройти семье Пьянковых. Мой предок Федор Саввинович Пьянков с женой Дарьей и двоюродным братом Федором Евсеевичем оказались в самой гуще событий на Саткинском заводе.
В 1773 году на Троице-Саткинском заводе трудились более 2600 приписных и вольнонаемных крестьян и мастеровых.
В сентябре 1773 года отряды казаков направились к Оренбургу. Подтверждением «начала освободительной войны» стали манифесты «императора Петра 3» (Емельяна Пугачева), распространявшиеся по заводам Южного Урала. Он освобождал крестьян от помещиков и повинностей, рекрутчины и принудительных работ, призывал убивать и грабить дворян.
В конце ноября 1773 года на Саткинском заводе стало известно, что соседние Катавский, Архангельский Симский и Юрюзанский заводы взбунтовались и присягнули Пугачеву.
Взято с сайта https://yulianovozhilova.ru
Это был выходной, мы вернулись из церкви и садились за трапезу. Мой брат Федор прибежал ко мне, сообщил, что со дня на день придут повстанческие – освободительные войска. Сегодня последний шанс увезти наши семьи с завода.
Федор настроен решительно, он уверен, что «Петр 3» освободит работных людей, установит свою власть на Урале, а при поддержке крестьян и казаков сможет вернуть себе законный трон.
Федор уточнил, что его жена наотрез отказывается куда-либо ехать, поскольку считает, что ее место при муже, чтобы ни случилось. Моя жена Дарья побледнела, но тут же сказала, что бежать некуда. Будь, что будет.
Наши соседи Новожиловы, с которыми мы очень дружны, со дня на день ждут рождения ребенка, а значит тоже никуда не поедут. Но я знаю, что некоторые работники, берут самое необходимое и тайно уходят вместе с семьями, поскольку не верят в положительный исход предстоящего восстания.
22 декабря на Саткинский завод прибыл пугачевский атаман И.С.Кузнецов. Собрав людей в Троицкой церкви Саткинского завода, Кузнецов огласил манифест с провозглашением воли работным людям.
Затем «по выбору народному» учреждены были заводская власть: атаман, есаулы, урядники и капралы. На заводе взяты 12 пушек, 25 ружей и 5 пудов пороха. Большинство работников примкнуло к бунтовщикам. Те что были против, были посажены казаками под замок, их дома захвачены и разграблены.
Кузнецовым был арестован саткинский управляющий завода Степан Моисеев, как не проявивший преданности «императору Петру III», для дальнейшего над ним суда.
Прибывшие размещаются в домах рабочих. Командиры контролируют, чтобы конфликтов с местными жителями возникало как можно меньше, но за женщин все-таки страшно. Что до имущества и скота, то бунтовщики не гнушаются ничем, аргументируют тем, что «император» всех, кто помогал ему в борьбе, одарит и вознаградит сполна.
Федор, мой брат, сказал мне, чтобы я привел жену и детей к нему. С нами же пошла Катерина Новожилова. Она слаба и больна, после неудачных родов, ребенок умер. Михаил, ее муж, очень просит сберечь и выходить супругу.
Жена Федора и ее невестки, помогли разместиться моей семье. Сам я вернулся домой, чтобы сохранить хоть какое-то имущество. Самое ценное – иконы, приданное дочери, памятные вещи – я все же отдал Дарье с собой. У меня нет основания доверять казакам.
Михаил так же остался у себя во дворе. Мне страшно за семью, но понимаю, что если всё получится, победа будет одержана, то мы будем свободны. Мои дети заслуживают лучшей жизни.
Договорились с Михаилом Новожиловым и Федором, что будем по очереди караулить наши семьи. Пасынки Федора настроены решительно, никого из чужаков не пускают. Откупаются от служилых курами, редькой, запасами еды. Донесли командиру повстанцев, что во дворе больные и заразные, поэтому к ним никто не рискует соваться.
Все молимся только об одном: только бы пережить все эти события, только бы выжить...
Как думаете, нужно ли современному человеку знать о жизни предков?
Ставьте лайк, если понравилась история и вы хотите еще! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории