За семь десятков лет работы в истории Павловского автобусного завода набралось порядочное количество экспериментальных машин, не получивших никакого серийного воплощения. Об одной из таких, отдаленно напоминающей по дизайну классические «Икарусы» двухсотой серии, и расскажем сегодня.
Текст: Николай Марков, Денис Дементьев
В конце 1980-х годов в бюро художественного конструирования завода задумались о создании оригинального автобуса для межгорода – более комфортабельного и более крупного, нежели 7-метровый ПАЗ-3205, но использующего ту же агрегатную базу. Поэтому для перспективного автобуса была выбрана совершенно нетипичная для советского автопрома размерность – 8 метров: это больше, чем предусматривал отраслевой стандарт для автобусов малого класса (до 7,5 м), но меньше утвержденной нижней границы длины автобусов среднего класса (8,5 м). Однако именно в этой размерности расчетная полная масса машины укладывалась в допустимые для запланированных агрегатов пределы.
Работы над этим проектом велись фактически факультативно – без каких-либо распоряжений из главка, поскольку согласно утвержденному министром типажу вплоть до 1995 года в производственной программе завода не предусматривалось ничего, кроме малых автобусов ПАЗ-3205 с модификациями. Технические требования и художественный проект на междугородную машину, именовавшуюся на тот момент «перспективным автобусом с повышенными технико-эксплуатационными параметрами», сформировали в 1989 году. Тогда же сделали и масштабный макет, на боковины которого нанесли еще неофициальный индекс «3207».
Для своего времени тот макет выделялся весьма незаурядным дизайном! Но еще важнее, что перспективный автобус был сконструирован в расчете на иную технологию производства, нежели серийные «пазики». Его кузов изначально разрабатывался с оглядкой на максимальное сокращение количества крупных и средних штампов, потребных для изготовления кузовных панелей. Вслед за масштабным макетом последовало изготовление полноразмерного пластилинового макета с откорректированным дизайном, получившего новое обозначение «3209».
Ну а воплощение в металле этот проект – правда, в изрядно переработанном виде – получил уже после развала системы плановой экономики. В 1992 году на заводе завершили подготовку КД на междугородный автобус среднего класса, а затем построили и макетный образец с рабочим названием ПАЗ-7920 (где цифры означали длину машины в миллиметрах). Этот автобус сохранил привычную переднемоторную компоновку, однако возросшая масса заставила применить более мощный, чем на серийных «пазиках», двигатель ЗМЗ-5234 (130 л.с.). В дизайне ПАЗ-7920 хорошо угадываются мотивы, заложенные еще в макет ПАЗ-3207, и в то же время его передок благодаря форме и расположению светотехники стал походить на венгерский Ikarus!
Хотя пропорции кузова по сравнению с ПАЗ-3209 заметно изменились: передний свес стал короче, а задний – наоборот, длиннее. Такая перекомпоновка позволила разместить позади задней оси вторую служебную дверь и более рационально скомпоновать салон, рассчитанный на 27 пассажиров. Интересно, что проектом предполагалось применение вклеенных боковых окон. Но в отсутствие специального клеящего состава окна на макетном образце посадили на герметик и «заперли» по периметру металлическим профилем. Дебют ПАЗ-7920 состоялся на столичном международном автосалоне MIMS’92.
После проведения заводских испытаний ПАЗ-7920 подвергся незначительной переделке, получив новый передний бампер, измененную облицовку передка и дополнительное стекло в нижней части передней служебной двери. Завершала картину более эффектная окраска. В таком «подретушированном» виде ПАЗ-7920 предстал посетителям московских выставок РМАС’93 и MIMS’93.
С некоторой натяжкой дальнейшим развитием автобуса ПАЗ-7920 можно считать проект ПАЗ-3237, который разрабатывался по плану опытно-конструкторских работ на 1996 год. В рамках него на заводе спроектировали переднемоторный «междугородник» малого класса длиной 7,3 м в двух вариантах исполнения – с 1-дверным и 2-дверным кузовом каркасной конструкции (число мест – 26/42 и 24/46 соответственно). По ходовой части и рулевому управлению этот автобус был унифицирован с ПАЗ-3205, однако тормозная система изначально закладывалась пневматическая. А в качестве силового агрегата предполагалось использовать серийный карбюраторный двигатель ЗМЗ-5234.10 с 5-ступенчатой коробкой. До постройки натурного образца дело так и не дошло, а потому позднее индекс «3237» был использован заводом повторно для совсем другой, заднемоторной, машины.
Не забывайте ставить "лайк" и нажимать кнопочку "поделиться", если материал Вам понравился! Также рекомендуем почитать:
- Как создавался классический ПАЗ-652
- ПАЗ-657: хлебовозка из автобуса
- Как мы перегоняли наш пазик на реставрацию
- Пазик, который построили в Германии