В широкий прокат вышел триумфатор Каннского фестиваля 2019 - «Дылда» Кантемира Балагова. О том, почему нужно смотреть этот фильм, - в этом материале
Наконец-то! Наконец-то со времен «Нелюбви» вышло российское кино, которое я без зазрения совести готов порекомендовать.
«Дылда» - второй фильм Кантемира Балагова, который, как и его дебютная «Теснота, отмечен наградой от Каннского жюри. Определенно вручение статуэтки, пусть даже такой красивой и почетной, не гарантирует всеобщей зрительской любви и признания. К счастью, с «Дылдой» подобного диссонанса не случилось.
Действие развивается в постблокандом Ленинграде, когда долгожданная Победа уже наступила, а жизнь так и не наладилась. Ия, она же Дылда, была зенитчицей и воевала вместе со своей подругой Машей. Получив контузию, Ию комиссовали, и теперь она работает медсестрой, ухаживая за ранеными солдатами. Ухаживала она и за сыном Маши, но сберечь его не сумела. Не по своей воле - безобидная игра завершилась роковым приступом контузии, когда огромная Дылда буквально придавила своим телом «мужичка». Теперь она должна Маше ребенка.
Не совру, если скажу, что для зрителя «Дылда» окажется крайне тяжелым фильмом. И сам Балагов этого не скрывает, полагая (и я с ним на сто процентов согласен), что травма должна быть в эпицентре любого авторского кино. При этом вряд ли будет много слез, скорее некое состояние контузии, когда ты будешь также безмолвно смотреть и еле слышно похрипывать как Ия.
К сожалению, все фильмы о войне в последние годы у нас превратились в урапатриотичный аттракцион. Как там называли по ящику этот «т-34»? «Форсаж на танках»?
А война - это страшно. Её не нужно повторять, хотя некоторым очень хочется. Это не конкурс военной красоты, а тысячи, сотни тысяч искалеченных судеб и жизней. Отец двух девочек, прикованный к кровати, который даже головой самостоятельно повернуть не может. Молодые девушки, у которых никого не осталось, сражающиеся за свой хрупкий мир. И выбор из множества зол, где нет правильного или неправильного решения.
Творческий почерк Балагова - не отводить глаз от тех вещей, на которые не принято смотреть. Кто-то посчитает это излишне вызывающим, я назову это смелостью.
Удивительно как органично и тонко Балагову удалось перенести целый ряд «пограничных» тем, обсуждать которые не очень-то принято даже сейчас, чего уж говорить о периоде ВОВ. Эвтаназия, суррогатное материнство, однополые отношения. В СССР секса не было, правильно? И вопросов таких не было. И обсуждать тут нечего.
Есть чего.
Отдельно отмечу на визуальный ряд «Дылды». Зелено-рыжая палитра, названная Балаговым «ржавчиной жизни» проходит через весь фильм. Это действительно красиво. Это действительно искусство.
Актерский дуэт молодых дебютанток в лице Виктории Мирошниченко (Ия) и Василисы Перелыгиной (Маша) безупречен. Им веришь, за них переживаешь, с ними живешь. Перелыгина - это наша Милли Бобби Браун из «Очень странных дел». Присмотритесь, одно лицо!
К сожалению, так было и с так будет, но авторское российское кино продолжает оставаться в ж..., тяжелом положении. Не в художественном плане, а в плане его поддержки. Кинотеатры неохотно покупают такие ленты, затыкая ими образовавшиеся «окна» между различным масс-маркетом. Через какое-то время «Дылда» появится в сети, её можно будет «скачать бесплатно без регистрации и смс», но я прошу вас этого не делать.
Есть возможность - сходите в кино, поддержите его не только словом, но и делом. Нет возможности - скачайте официально. Всякие «кинодансы» и прочие найдут себе деньги на новые пародии, даже если залы будут пустые, а вот независимым авторам очень нужна ваша поддержка.
Нужна поддержка и моему каналу, подписывайтесь, в этом ведь нет ничего сложного)