Я, Валерия Гляйм, музыкальный деятель, концертный исполнитель и доцент по классу скрипки. На протяжении последних 10 лет живу и работаю в Германии и здесь столкнулась с такими же проблемами, как и везде - безответственность, безалаберность некоторых педагогов. Об этом и будет пост.
Для меня преподавание — это не просто передача знаний, а это обмен жизненной энергией, обмен информацией между поколениями. Не только ученики учатся у меня, но и я учусь многому у них.
⠀⠀
Есть ученики значительно старше меня, у которых жизненный опыт за плечами и они охотно делятся им.
У детей учусь легкости и непринужденности мышления, о которой взрослые со временем совсем забывают. С клиентами моего возраста чаще всего завязываются дружеские отношения, студенты напоминают мне о том стремлении учиться и развиваться и подталкивают меня к саморазвитию. Некоторые ученики настолько умные, что ненароком рука тянется к учебнику, чтобы лишний раз подготовиться к уроку и не упасть в грязь лицом перед гением.
⠀⠀
За каждого ученика, который доверился и пришел обучаться, я несу ответственность и стараюсь оправдать ожидания и надежды.
⠀⠀
И здесь идет речь не только о развитии музыкальных способностей и передачи навыков игры на инструменте, как о конечном результате, тут также присутствует момент поддержки в процессе работы. Учитель — это заботливый родитель, который даст совет, поддержит в трудную минуту, и верный друг, с которым можно поделиться, выслушает и поймет, и наставник, который поможет решить проблемы ученика.
Но самая важная задача педагога — это не навредить. Да именно, не развить, а не навредить!
⠀⠀
К сожалению, я часто встречала горе-педагогов, которые сравнивают педагогический процесс с работой в офисе. Пришел, сделал умный вид, сказал что-то обидное в адрес ученика, в надежде, что тот сделает выводы и научится сам, посмотрел на часы — урок окончен, деньги в кармане. И такие педагоги часто жалуются на бездарных учеников и на судьбу, которая вынудила их, таких гениальных не играть на большой сцене, а работать с этими кретинами. Кто им виноват, что они не стоят на большой сцене? А чаще всего выясняется, что не ученики кретины, а сам педагог.⠀⠀
________________
⠀⠀
Одна педагогиня недавно жаловалась на семилетнюю девочку, которую я знала, как способную ученицу с хорошими музыкальными данными.
⠀⠀
Учительница сказала:
⠀⠀
- Ребенок ничего не может, даже держать смычок нормально не может. А мама хотела, чтобы ребенок играл песенки к Новому году. Мы пол года только постановкой рук занимались и я не посчитала нужным переходить к новой песенке, так как девочка так и не научилась держать смычок.
⠀⠀
Я когда это услышала у меня возникли вопросы:
⠀⠀
- А ты показывать и объяснять ребенку не пробовала? Или ребенок должен был сам догадаться? Или может быть со смычком в руках родиться?
⠀⠀
Ребенок попал ко мне в феврале. Мы восстановили постановку после горе-учителя, и девочка выучила 5-6 песенок. И это всего за два месяца. Ребенок мотивированно занимается каждый день, мама безумно благодарна. Конечно, проблемы постановки еще остались, но в целом, процесс идет. А за предыдущие пол года ребенок мусолил одну и ту же песенку и когда она ко мне попала действительно не могла нормально держать смычок.
⠀⠀
В чем заключалась работа педагога? За что родители ученицы платили?
⠀⠀
Ребенок пришел ко мне на первый урок зажатый, внутренне и внешне, хотя я знала ученицу до этого, как открытого светлого, общительного ребенка. Исходя из происхождения зажатостей, явно ребенок ждал от меня только критики и поэтому с самого начала зажимался внутри.
⠀⠀
Вот это о том, что у горе-педагога нет зоны ответственности и пункта „не навредить“. Она активно несет вред и называет это пользой. Вместо того, чтобы признать себя горе-педагогом, называет учеников бездарными и кретинами.⠀⠀
____________________
⠀⠀
Следующая история...
Замещала недавно педагога по просьбе руководства школы. С одной девочкой на урок пришла мама. Попросилась остаться на уроке, чтобы послушать и посмотреть мою работу. Я с удовольствием согласилась.
⠀⠀
Прежде чем девочка начала играть мама сказала, что у ребенка сильные боли в спине во время игры.
Девочка взяла инструмент, сыграла буквально первые 10 нот и мне все стало понятно.
⠀⠀
Представьте такую картину:
Девочка в свои 14 лет примерно 1.65м ростом. Длинная, худощавого строения с длинной шеей.
Играет на инструменте, с приспособлениями, которые использовались в первой половине 20 века. Приспособления вынуждают ее наклонять голову вперед и класть подбородок на скрипку, так, что это противоречит природе ее телосложения.
⠀⠀
Для того, чтобы было понятно, попробуйте вытянуть шею вперед и постоять или походить так минут пять. Мышцы шеи и спины зажмутся и начнут давать болевой эффект. А если так поиграть по часу каждый день, то сильная острая боль разовьется уже через месяц.
⠀⠀
Еще понимаю, что в 17-18 веке не было никаких приспособлений и инструмент не был адаптирован для удобной игры, но в 21 веке уже есть сотри примочек, облегчающих процесс игры. Педагогам просто грех, о них ничего не знать и тем более не применять в своей педагогической деятельности.
⠀⠀
Маме я объяснила, что ее проблема решается всего лишь инвестицией максимум 50 евро и ее дочь не будет больше иметь болевых ощущений. Мы попробовали более современные приспособления из тех, что у меня были с собой. И это еще далеко не самые подходящие для ребенка. Девочка счастливая заявила, что ей действительно так значительно удобнее. Мама благодарно назвала урок полезным и гениальным.
Нет, там ничего гениального - это очевидные вещи, которые должен уметь каждый педагог!
⠀⠀
Мне так хотелось сказать этой маме:
⠀⠀
- Вы платите такие деньжищи преподавателю за то, чтобы он Вашему ребенку испортил осанку? Это он Вам за боль Вашей дочери платить должен.
Я бы честно на таких педагогов подавала бы в суд за их некомпетентность. Жалко, что такой статьи в законодательстве нет.
⠀⠀
И таких историй масса… Многие педагоги не знают основных принципов физиологии человека. А ведь все очень просто, стоит ответить лишь на два простых вопроса:
⠀⠀
- Почему сложилось исторически, что инструмент держат так?
- На какие движения в нашей повседневной жизни похожи движения при игре на том или ином инструменте?
⠀⠀
Борюсь я с горе-педагогами, а вернее с последствиями их работы. А это зачатую намного сложнее, чем научить человека с нуля.
⠀⠀
Для меня зона ответственности как минимум в плане здоровья стоит на первом месте. Ученики вырастут и не известно будут еще когда-то играть на скрипке или нет, но если у них помимо воспоминаний останутся болевые ощущения на всю жизнь, то это в мою карму запишется. Я честно не хочу, чтобы через 10-20 лет меня какой-нибудь ученик вспоминал „добрым“ словом из-за болей в спине или шее в повседневной жизни.
⠀⠀
Вывод:
⠀⠀
Если Вы замечаете сильные напряжения в теле во время пения или игры на инструменте у Вас или Вашего ребенка и тем более если присутствуют болевые ощущения, то незамедлительно говорите об этом педагогу. Если учитель не знает причину, значит идите консультироваться у другого педагога. Не полагайтесь на компетентность учителя на все 100%. Доверяйте, но лишний раз перестраховывайтесь и проверяйте, на кону стоит здоровье Ваше или Вашего ребенка.
⠀⠀
Занятия музыкой в первую очередь должно способствовать здоровому образу жизни и нести благо, а не вред. И байки о том, что все скрипачи сутулые и с вечным “засосом“ на шее — это только байки из прошлого. Это было нормально до века 19, а сейчас, в 21 веке — это явный показатель некомпетентности педагога.
⠀⠀
Надеюсь, пост был полезным:)
Если есть вопросы, с удовольствием отвечу в комментариях.