22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С тех пор прошло почти 80 лет. Ушли из жизни почти все участники тех сражений, но война по-прежнему остается для нас очень тяжелой темой. Больной. Заряженной. Очень травматичной. Пришло ли время для честного рассказа о ней? Я считаю, что да.
Давно пришло время говорить о войне не только трескучим языком победных сводок с фронта. И даже не языком цифр - ужасающих потерь. Википедия ссылается на Министерство обороны, которое в 2015 году назвало сумму общих потерь 26 600 000 человек. В то же время "Новая газета" от 22 июня 2011 года назвала совсем другую цифру общих потерь - 41 979 000 человек! На сайте с характерным названием pоbedbesie.infо цифра чуть ниже - от 40 100 000 до 40 900 000 человек.
Я считаю, что пришло время говорить о войне как о тяжелейшей, чудовищной травме, затронувшей огромное количество человек. Эта травма, не будучи не то что вылеченной, но даже отрефлексированной, передается из поколения в поколение по наследству. О войне старались не говорить. Мой дедушка много лет ходил в мою школу и рассказывал о войне. И я только сейчас понимаю, каким это было для него испытанием. И корни очень многих наших психологических проблем - от фонового страха и тревожности, когда все нормально, до закармливания внуков - лежат именно там. Я читала рассказ одной молодой женщины, которая решила разобраться, почему она все время шикает на детей. Оказалось, что это пришло к ней от матери, а к той - от ее матери, которая пряталась в подвале от немцев, и любой детский звук мог их выдать. А с фронта шли домой крестьяне, оторванные от земли и брошенные убивать. И убивавшие. И насиловавшие. И вернувшиеся с этим чудовищным опытом - туда, где о теле и сексе вообще не говорят! Что эти люди принесли своим женам, своим детям? Победу? Да. И неизбывную тяжелейшую боль без конца и без края, утопленную в работе и водке...
А теперь представим, что все истерзанные победители вернулись туда, где у них была возможность психотерапии. Что они могли просто отдохнуть. Снять самые тяжелые проявления посттравматического стрессового расстройства. Что весь ад и ужас войны был грамотно препарирован бережными, чуткими, заботливыми профессионалами - психологами, психотерапевтами, психиатрами. В какой стране мы бы тогда жили?
9 мая я увидела краем глаза сериал "Истребители". Там были летчицы с нарощенными ресницами и маникюром. Вот и война у нас такая - с маникюром. Хотя давно пора его снять к чертовой матери.