Найти тему

Еще раз о "перлах" в сочинениях выпускников

Очень много негатива в публикациях, посвященных школе, образованию, отношению учителей к своей работе и отношению родителей к школе, учителям, системе образования. Не могу остаться в стороне, потому что я и учитель, и родитель и знаю о тех проблемах, которые поднимаются в статьях и обсуждениях, не с чужих слов. Например, сейчас закончилась основная волна экзаменов, и учителя публикуют шедевральные "перлы" выпускников. Коллекционирование смешных фраз из сочинений по русскому языку и литературе, эссе по обществознанию, развернутых ответов по истории и биологии давно уже стало для учителей традицией. Так, моя коллега раньше записывала самое смешное в тетрадь, которая у нее всегда была с собой, и развлекала нас своими записями в перерывах между совещаниями, семинарами, конференциями. Хочу заметить, что это никогда не имело и не имеет сейчас своей целью унизить ученика. Кроме того, такие фразы абсолютно ничего не говорят о квалификации учителя, о том, что дети пишут так, как их научили. Поверьте, ТАК научить писать нельзя. Почему я об этом говорю? Под одной из подобных статей читательница возмущается тем, что учитель, цитируя работы выпускников, показывает свой уровень квалификации, а вернее, его отсутствие, расписывается в своей безграмотности, неумении научить ребенка писать правильно (постаралась передать мысль корректно). Дело в другом. Откройте на фипи "Открытый банк заданий" по русскому языку, посмотрите, какие темы сочинений предлагают девятиклассникам: "Что такое любовь?", "Что такое добро?", "Что такое настоящая книга?" и т.п. Да, темы понятные, в двух-трех словах каждый ответит на эти вопросы. А в сочинении, которое пишется по исходному тексту, должно быть не менее 70 слов; т.е. ученик должен понять, о чем текст (а это не всегда ему под силу, тексты встречаются очень мудрёные), связать вопрос темы с этим текстом и привести пример из литературы или из жизненного опыта. Обратите внимание: настоящая любовь и жизненный опыт 15-летнего подростка!!! К чему я об этом? Да к тому, уважаемые читатели, что мы, проверяя работы выпускников, относимся к ним по-доброму: радуемся, если у кого-то получилось сформулировать мысль правильно и не по-детски серьезно, умиляемся наивности наших учеников, удивляемся их находчивости, когда они пишут всё подряд, когда не знают, что надо написать. А еще просто хотим поделиться с вами хорошим настроением! Вот, например, из работ, которые проверяла я:

"Добро - это когда тебя все бесят и начинают то просить, которое я не хочу давать". "Если ты сидишь в автобусе, и в этот автобус заходит пожилая женщина и ей некуда сесть, то можно стать и дать этой женщине присесть. Вот это называется доброта". "Я поссорилась с подругой из-за чего-то, и если она просит прощения и ты не знаешь, спростить её или не простить, и в результате ты ее прощаешь. Ну, я не знаю, добро это или не добро".

Орфографию и пунктуацию постаралась исправить, насколько это возможно, а стилистика исключительно авторская.

Хорошего всем настроения!