Разрываемая внутренними противоречиями и внешними врагами некогда единая, целая и великая страна, по решению её временных руководителей встала накануне перед неразрешимой задачей: потерять Черноморский флот, передав его стремительно наступавшим немцам или потерять Черноморский флот, затопив его.
По договорённости без Договора
Несмотря на то, что многие источники указывают, что Временное рабоче-крестьянское правительство по Брестскому мирному договору, подписанному 13 марта 1918 года, обязалось передать Черноморский флот и его базу в Севастополе немцам, в статьях Брестского мирного договора Черноморский флот не упоминается. Не было в Договоре, но была договорённость. Однако двойственная политика Совнаркома привела к разброду и шатаниям в военно-морских силах на Чёрном море.
Российский Балтийский флот был спасён вопреки стараниям большевиков передать его немцам благодаря беспримерному «ледовому» походу из Гельсингфорса (ныне – Хельсинки, Финляндия, ЕС) в Кронштадт под командованием военморси адмирала Щастного, за что тот был обвинён в предательстве интересов Советской республики, осуждён и расстрелян большевиками. Черноморский флот такой возможности был лишён.
23 апреля 1918 года наркомвоенмор Лев Давидович Троцкий издал приказ о переводе Черноморского флота России в Новороссийск. Однако начальник морских сил Чёрного моря контр-адмирал М.П. Саблин и председатель Центрофлота С.С. Кнорус отказались выполнять приказ.
29 апреля Саблин, чтобы спасти корабли Российского флота от передачи немцам, приказал поднять на кораблях флаги Украины, но экипажи миноносцев отказались менять флаг. Не подчинившимся приказу Саблин приказал к исходу суток покинуть бухту, и большинство миноносцев ушли в Новороссийск. В ночь на 30 апреля немцы подошли вплотную к Севастополю, и в 23.30 корабли и транспорты Флота под артиллерийским и пулемётным огнем противника начали выход в открытое море, который не увенчался успехом. Поскольку делегация «Украинского флота» была принята немцами очень холодно, вечером 30 апреля Саблин велел всем остававшимся на ходу кораблям выйти из Севастопольской бухты. Во время выхода из бухты эскадренный миноносец «Гневный» был подбит немцами и то ли из-за неисправности, то ли из-за несогласованных действий моторной команды и капитана, то ли специально сел на мель у берега и не смог уйти. Линкор «Свободная Россия» был также обстрелян немцами из береговых орудий и получил повреждения, а «Воля», три эскадренных миноносца, несколько подводных лодок и других кораблей повторили прорыв. Эскадренный миноносец «Заветный» был затоплен экипажем в порту. Утром 1 мая в Новороссийск пришли мятежные миноносцы, а вечером — линкоры, вспомогательный крейсер «Социальная революция» и 30 пароходов и транспортов были перебазированы.
Казнить нельзя помиловать
11 мая командующий германскими войсками на Востоке генерал Эйхгорн потребовал возвратить корабли в Севастополь. 13 мая Германия блокировала Цемесскую бухту Новороссийска и начала перехват российских судов и в территориальных водах, и в открытом море.
28 мая председатель Совнаркома В.И. Ульянов (Ленин) направил телеграмму руководству Черноморского флота: «…уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске». Контр-адмирал М.П. Саблин директиву выполнять отказался и был отставлен.
В первых числах июня из столицы с пакетом секретных документов прибыл представитель Совнаркома матрос Вахрамеев. Текст заканчивался резолюцией немедленно потопить корабли. Саблин выехал в Москву с намерениями добиться отмены приказа и восстановления снабжения, оставив исполняющим дела командующего командира «Воли» капитана 1-го ранга Александра Ивановича Тихменева. 8 июня Тихменев и другие старшие офицеры попросили Совнарком отозвать резолюцию.
10 июня флот в ответ получил ряд телеграмм. Тихменев получил официальный приказ вернуть корабли из Новороссийска в Севастополь и там передать их немецким войскам, и секретный шифрованный приказ – затопить их в бухте Новороссийска. Сам он не смог принять решения и решил обсудить ситуацию с корабельными комитетами.
При приближении немцев началась паника, и комитеты экипажей линкоров обратились к Саблину принять командование обратно.
Контр-адмиралу Михаилу Михайловичу Остроградскому было поручено подготовить уничтожение кораблей, по различным причинам лишённых возможности выйти в море. Затопить удалось лишь миноносец «Заветный», а на остальных неспособных к передвижению судах Остроградский приказал поднять украинский флаг.
В Новороссийск прибыл командарм Алексей Иванович Автономов, обещавший мобилизовать 20 000 человек, но вскоре его отозвали в Москву, а в город прибыл Николай Павлович Глебов-Авилов, назначенный комиссаром флота, но его влияние командованию удалось минимизировать.
11 июня на линкоре «Воля» собрание делегатов от кораблей Черноморского флота 79-ю голосами против 29-и приняло решение корабли затопить. Однако 12 июня референдум всех экипажей принял решение: «В Севастополь не идти, флот не топить, а в случае наступления немцев сражаться до последней возможности и лишь только при явной невозможности отстоять флот – его затопить». При таком решении, принятом большинством, 17 июня, несколько кораблей под Андреевскими флагами с флагманом «Воля» вышли на рейд и направились в сторону Севастополя.
Линкор «Свободная Россия» из-за нехватки экипажа не смог отшвартоваться. На оставшихся в Новороссийске судах были подняты флажные сигналы: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России», а в городе начались матросские волнения и стихийные митинги. К вечеру капитаны оставшихся кораблей В.А. Кукель, В.А. Алексеев,
С.В. Анненский, Е.С. Гернет и другие выработали «план затопления кораблей».
С рассветом 18 июня эсминцами «Керчь» и «Лейтенант Шестаков» началась буксировка кораблей на рейд, а в 15 часов 45 минут – их затопление в Цемесской бухте. Производивший затопление кораблей эсминец «Керчь» ушел к Туапсе и там открыл кингстоны.
***
Три линкора, крейсер, два вспомогательных крейсера, десять эсминцев, четыре подводные лодки, 12 канонерок, более 20-и катеров, девять плавбатарей и других судов в ноябре 1920 года ушёл в Бизерту и был передан в залог французскому правительству. Жизнь Императорского Черноморского флота на этом закончилась.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!