Найти в Дзене

Как остановить деградацию регионов России

Оглавление

Одна из проблем России – это деградация регионов. Не всех, конечно, но в основном люди стремятся в Питер и Москву, которые, кстати, не резиновые.

Ну а остальная Россия медленно деградирует. Чтобы этого не происходило, нужна региональная политика.

Здесь стоит напомнить текущий расклад.

1. В России 16 городов-миллионников, из которых в Москве 12 миллионов, в Питере 5, а в остальных 14 городах население составляет от 1-го, до 2-х миллионов.

2. В России есть понятие экономических районов со своей специализацией (11 районов), и большая часть городов-миллионников являются столицами этих районов

-2

Говоря про Питер и Москву, то в плане развития транспортной инфраструктуры города активно развиваются. А что другие? А в других застой.

Другим городам не хватает собственных ресурсов, чтобы начать развиваться самостоятельно.

Стоить отметить, что, например, в городах Европы и США много городов с населением порядка 3-миллионов. И эти города самодостаточные.

-3

Т.о. нужно и наши города довести до уровня 3 миллионов.

Но люди сами то не поедут туда, где плохо. Т.о. место должно стать привлекательным. Т.е. с развитой инфраструктурой, с приятной средой обитания и обеспеченное рабочими местами.

Т.к. сам регион не может себе такое создать, то этим должен заняться Федеральный центр.

И называется это всё концепцией опережающего развития.

Если проанализировать политику государства, то мы увидим, что частично политика развития регионов присутствует. Правда зачастую это привязано к каким-то событиям.

Так под Олимпиаду модернизирована инфраструктура Сочи, под Азиатско-Тихоокеанский форум -Владивостока. Под чемпионат мира по Футболу построены некоторые объекты городов, принимавших матчи, например аэропорты.

Сейчас основные вложения идут в развитие Крыма и подъездов к нему.

Но это всё не очень то работает.

Вообще, если говорить про транспортное развитие региона, то оно складывается из двух составляющих: развитие межрегиональных связей и из развития связей внутри региона.

Моё предложение заключается в том, чтобы на первоначальном этапе определить 2-3 региона и все силы сконцентрировать на них.

Вариантов тут может быть довольно много.

Вариант 1. Ось Москва - Юг

Так как сейчас довольно активно развиваются южные регионы страны (Краснодарский край и Крым, то логично было бы развивать ось Москва - Юг

-4

А что есть на этой оси?

Москва – Воронеж (миллионник) – Ростов-на-Дону (миллионник) – Краснодар (уже миллионник) и дальше Сочи или Крым.

Что должно быть конкретно

1. Должна быть как минимум построена высокоскоростная жд магистраль Москва-Краснодар. Загруженность этой магистрали должны обеспечить также Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар.

2. А чтобы эти города действительно сыграли роль, в них надо вложиться.

Взять, например, Воронеж (столица Центрально-чернозёмного экономического района). 400 км от Москвы. При скоростном сообщении 2 часа пути. В самом Воронеже должно быть построены дороги, трассы, связующие его с областными центрами (Курск, Брянск, Орёл, Тамбов) и построено метро или надземные скоростные пути.

Кроме прочего, в Воронеже должна быть в инженерном плане подготовлена территория под промышленную и офисную зоны.

В итоге часть населения перераспределится из Москвы в Воронеж, будучи с Москвой тесно связанными. Но в тоже время Воронеж станет связующим звеном на оси Москва-Юг.

Точно такая же история может осуществиться в Ростове-на-Дону и Краснодаре.

Вариант 2. Восточная ось

Конечно, юг - это не единственное направление, на котором можно прилагать усилия.

Вторым таким направлением является Восточное (Москва - Нижний Новгород – Казань и далее на восток).

-5

Первым кандидатом на этой оси становится Нижний Новгород

В Нижнем Новгороде даже есть метро (которое надо лишь развить), и даже Сапсаны из Москвы ходят поэтому и вложения представляются более низкими.

Но вложения в Нижний также должны быть увязаны со строительством высокоскоростной жд магистрали на Казань.

С точки зрения затрат это даже более предпочтительный вариант

Кстати, если посмотреть на плотность населения, то указанные оси уже являются привлекательными. Т.к плотность населения по ним достаточно высока. И чтобы случился эффект, потребуется не так уж и много усилий.

-6

Вариант 3. Далёкие от Москвы центры

К таким центрам относятся, например, Екатеринбург, Новосибирск или Самара, в которых, кстати, тоже есть зачатки метро.

-7

Укрупнение более дальних центров, кроме прочего, способно превратить их в авиационные хабы, что, безусловно, должно положительно сказаться на авиационной логистике.

Резюме

Т.о. надо выбрать какой-то вариант и сосредоточить на нём максимум усилий, доведя уровень развития региона до привлекательного. Итогом станет приток населения, денег и регион обретёт способность к самостоятельному развитию.

Читайте также:

Нужно ли строить метро в российских городах- миллионниках?

Какие ВСМ нужно строить

Скоростные Автодороги. Что ждёт Россию к 2030 году

Где на Руси жить хорошо? Стране нужно развивать юг