Одна из проблем России – это деградация регионов. Не всех, конечно, но в основном люди стремятся в Питер и Москву, которые, кстати, не резиновые.
Ну а остальная Россия медленно деградирует. Чтобы этого не происходило, нужна региональная политика.
Здесь стоит напомнить текущий расклад.
1. В России 16 городов-миллионников, из которых в Москве 12 миллионов, в Питере 5, а в остальных 14 городах население составляет от 1-го, до 2-х миллионов.
2. В России есть понятие экономических районов со своей специализацией (11 районов), и большая часть городов-миллионников являются столицами этих районов
Говоря про Питер и Москву, то в плане развития транспортной инфраструктуры города активно развиваются. А что другие? А в других застой.
Другим городам не хватает собственных ресурсов, чтобы начать развиваться самостоятельно.
Стоить отметить, что, например, в городах Европы и США много городов с населением порядка 3-миллионов. И эти города самодостаточные.
Т.о. нужно и наши города довести до уровня 3 миллионов.
Но люди сами то не поедут туда, где плохо. Т.о. место должно стать привлекательным. Т.е. с развитой инфраструктурой, с приятной средой обитания и обеспеченное рабочими местами.
Т.к. сам регион не может себе такое создать, то этим должен заняться Федеральный центр.
И называется это всё концепцией опережающего развития.
Если проанализировать политику государства, то мы увидим, что частично политика развития регионов присутствует. Правда зачастую это привязано к каким-то событиям.
Так под Олимпиаду модернизирована инфраструктура Сочи, под Азиатско-Тихоокеанский форум -Владивостока. Под чемпионат мира по Футболу построены некоторые объекты городов, принимавших матчи, например аэропорты.
Сейчас основные вложения идут в развитие Крыма и подъездов к нему.
Но это всё не очень то работает.
Вообще, если говорить про транспортное развитие региона, то оно складывается из двух составляющих: развитие межрегиональных связей и из развития связей внутри региона.
Моё предложение заключается в том, чтобы на первоначальном этапе определить 2-3 региона и все силы сконцентрировать на них.
Вариантов тут может быть довольно много.
Вариант 1. Ось Москва - Юг
Так как сейчас довольно активно развиваются южные регионы страны (Краснодарский край и Крым, то логично было бы развивать ось Москва - Юг
А что есть на этой оси?
Москва – Воронеж (миллионник) – Ростов-на-Дону (миллионник) – Краснодар (уже миллионник) и дальше Сочи или Крым.
Что должно быть конкретно
1. Должна быть как минимум построена высокоскоростная жд магистраль Москва-Краснодар. Загруженность этой магистрали должны обеспечить также Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар.
2. А чтобы эти города действительно сыграли роль, в них надо вложиться.
Взять, например, Воронеж (столица Центрально-чернозёмного экономического района). 400 км от Москвы. При скоростном сообщении 2 часа пути. В самом Воронеже должно быть построены дороги, трассы, связующие его с областными центрами (Курск, Брянск, Орёл, Тамбов) и построено метро или надземные скоростные пути.
Кроме прочего, в Воронеже должна быть в инженерном плане подготовлена территория под промышленную и офисную зоны.
В итоге часть населения перераспределится из Москвы в Воронеж, будучи с Москвой тесно связанными. Но в тоже время Воронеж станет связующим звеном на оси Москва-Юг.
Точно такая же история может осуществиться в Ростове-на-Дону и Краснодаре.
Вариант 2. Восточная ось
Конечно, юг - это не единственное направление, на котором можно прилагать усилия.
Вторым таким направлением является Восточное (Москва - Нижний Новгород – Казань и далее на восток).
Первым кандидатом на этой оси становится Нижний Новгород
В Нижнем Новгороде даже есть метро (которое надо лишь развить), и даже Сапсаны из Москвы ходят поэтому и вложения представляются более низкими.
Но вложения в Нижний также должны быть увязаны со строительством высокоскоростной жд магистрали на Казань.
С точки зрения затрат это даже более предпочтительный вариант
Кстати, если посмотреть на плотность населения, то указанные оси уже являются привлекательными. Т.к плотность населения по ним достаточно высока. И чтобы случился эффект, потребуется не так уж и много усилий.
Вариант 3. Далёкие от Москвы центры
К таким центрам относятся, например, Екатеринбург, Новосибирск или Самара, в которых, кстати, тоже есть зачатки метро.
Укрупнение более дальних центров, кроме прочего, способно превратить их в авиационные хабы, что, безусловно, должно положительно сказаться на авиационной логистике.
Резюме
Т.о. надо выбрать какой-то вариант и сосредоточить на нём максимум усилий, доведя уровень развития региона до привлекательного. Итогом станет приток населения, денег и регион обретёт способность к самостоятельному развитию.
Читайте также:
Нужно ли строить метро в российских городах- миллионниках?