Найти тему
Ветер истории

Океанские походы шлюпа «Диана». Часть I

Шлюп «Диана»
Шлюп «Диана»

В июне 1805 года на пребывавшей длительное время в запустении Лодейнопольской верфи вновь застучали топоры. Русскому флоту требовалось некоторое количество транспортов, в том числе и для перевозки леса. А поскольку основные судостроительные мощности империи были заняты более приоритетными работами, решено было прибегнуть к услугам старой малоиспользуемой верфи в уездном городе Лодейное Поле, ранее известной как Олонецкая казенная верфь. Основанная в марте 1703 года в начальный период Северной войны и царствование создателя русского регулярного флота Петра I, она уже в конце июня того же 1703 года дала свою первую продукцию – почтовый галиот «Курьер». В дальнейшем, после основания Санкт-Петербурга, значение Олонецкой верфи начало снижаться, и количество мастеровых на ней было сокращено.

В 1785 г. был учрежден уездный город Лодейное Поле при Олонецкой казенной верфи. Строительство кораблей с последней четверти XVIII века на предприятии велось лишь эпизодически, и в очередной раз верфь ожила в июне 1805 года. Постройка транспортных судов была обычным делом, и нести бы всем 20 запланированным к постройке транспортам свою рутинную службу, если бы не вмешались обстоятельства. Одному из этих трудяг под командованием лейтенанта Василия Михайловича Головнина было суждено осуществить ставшее широко известным кругосветное путешествие и достичь тихоокеанских рубежей Российской империи, вырвавшись по пути из плена недавних союзников – англичан. Но обо всем по порядку.

Тихоокеанский рубеж

Большая удаленность дальневосточных владений России создавала серьезную проблему в их контроле и обеспечении всем необходимым расположенных там поселений, гарнизонов и опорных пунктов. Сухопутная дорога, большую часть которой составлял Сибирский тракт, тянулась на многие тысячи верст, была долгой, неудобной и не всегда безопасной. При подобных обстоятельствах морской путь выглядел менее продолжительным по времени доставки грузов и людей. Организация регулярного сообщения морем с Дальним Востоком начала обговариваться русскими властями уже в первой половине XVIII века.

В 1732 г. генерал-инспектор флота и адмиралтейств вице-адмирал Николай Федорович Головин подал царствовавшей в то время императрице Анне Иоанновне докладную записку о необходимости отправки боевых кораблей в северную часть Тихого океана. Шла подготовка ко Второй Камчатской экспедиции под руководством капитан-командора Витуса Беринга, и поднятый в этом документе вопрос был как никогда актуален. Адмирал Головин указывал на трудности и, самое главное, длительность сухопутного маршрута, который предстояло преодолеть Берингу и его спутникам. По его расчетам, экспедиция могла достигнуть Охотска и приступить к строительству судов для поставленных задач не ранее чем через четыре года после отбытия из Санкт-Петербурга. При таких темпах результатов от проделанных исследований следовало ожидать вообще лет через шесть. Как оказалось впоследствии, и эти, довольно продолжительные, сроки оказались слишком оптимистичными – преодолевая разные превратности в пути, Витус Беринг смог достичь Охотска через целых восемь лет после начала экспедиции, а ее первые отчеты появились в столице еще через год.

Головин предлагал в следующем 1733 году снарядить на Балтике два фрегата, снабдив их большим количеством провианта, пороха и различными необходимыми в далеком плавании запасами. Предполагалось, что приблизительно через 11 месяцев – год эти корабли, обогнув мыс Горн и выйдя в Тихий океан, достигнут Камчатки. Там они могли за счет привезенных запасов обеспечить нормальное функционирование экспедиции Беринга, которая в дальнейшем могла использовать прибывшие фрегаты для проводимых географических исследований, а не тратить силы, ресурсы и время на постройку пакетботов. Для развития сообщения с Дальним Востоком следовало и в дальнейшем ежегодно посылать туда два фрегата.

Впоследствии идея отправки в далекие и опасные плавания в удаленные или неизвестные регионы одновременно двух кораблей будет использоваться в русском флоте очень часто. Кроме того, адмирал Головин указывал на необходимость интенсивного изучения Америки, поскольку земли ее богаты полезными ископаемыми, от которых пока что получают выгоду только Испания, Англия и Франция. Экипажи фрегатов вместо монотонного сидения в Кронштадте за время длительного плавания получили бы столь необходимую им плавпрактику. Замысел адмирала Головина не был услышан – императрицу Анну Иоанновну не очень заботили столь сложные вопросы большой политики, тем более такая экзотическая тема, как исследование Дальнего Востока.

Мнение о необходимости налаживания прочного океанского маршрута для сообщения с тихоокеанским побережьем России раздавалось не только в военной среде. Большую потребность в таком маршруте имели купцы, промышленники и вообще деловые круги. В 1785 г. известный русский предприниматель Григорий Шелехов, в заслуги которого входит основание годом ранее первого отечественного поселения на острове Кадьяк у побережья Аляски, подал на рассмотрение Иркутскому генерал-губернатору проект отправки в дальневосточный регион крупногабаритных и не имеющих большой ценности грузов из Архангельска или Санкт-Петербурга морем, чтобы избежать лишних убытков. Шелехов давно вел дела в этом регионе и был хорошо осведомлен о логистических трудностях, сопровождавших местную коммерцию. Его предприятие стало одним из основателей в 1799 г. знаменитой Русско-Американской компании, занимавшейся колонизацией и освоением территорий на Аляске и в северной Калифорнии.

Не только Россия исследовала северную часть бассейна Тихого океана. С некоторых пор там стали проявлять обычную для себя предприимчивую активность английские мореплаватели. В связи с возросшей возней иностранных предпринимателей и для поддержки собственного пушного промысла в 1786 г. президент коммерц-коллегии граф А. Р. Воронцов и фактический руководитель внешней политики империи граф А. А. Безбородко решили обратиться к Екатерине II за способствованием официального объявления прав на территории в Северной Америке. Такой указ императрицей был подписан в декабре того же 1786 года. Одновременно вышел еще один указ, где было отмечено возросшее вмешательство английских коммерческих деятелей в русский пушной промысел и прописаны меры по предотвращению такой угрозы.

Поскольку «просвещенные мореплаватели» не отягощали себя излишней вежливостью и тактом, было принято решение направить на Дальний Восток военную эскадру из четырех кораблей. Командиром этой эскадры, окончательная численность которой была определена не четырьмя, а пятью кораблями, был назначен капитан 1-го ранга Григорий Муловский. Главной задачей ему ставилась защита интересов России между Камчаткой и Аляской. Фактически это должна была быть первая Тихоокеанская эскадра русского флота. Однако начавшаяся вскоре война с Османской империей, а позже и с другим извечно «доброжелательным» соседом, Швецией, нарушила эти планы. Сам Муловский погиб в одном из сражений, так и не успев возглавить русскую тихоокеанскую эскадру.

Реализация идей адмирала Головина и других подобных ему инициативных людей по налаживанию устойчивого морского сообщения с Дальним Востоком и русскими владениями в Америке была осуществлена лишь во время первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского на шлюпах «Нева» и «Надежда» и в дальнейших плаваниях русских кораблей в этот отдаленный регион. Один из таких походов в 1806 году совершил шлюп «Диана».

Корабль и его командир

В 1806 г., после благополучного возвращения из почти трехгодичного плавания шлюпов «Надежда» и «Нева», русским правительством было принято решение направить в Тихий океан корабль для проведения географических исследований еще не изученных и не отмеченных на карте земель и островов. Районы для этого были заранее определены: северо-западное побережье Америки, русское тихоокеанское побережье и Восточная Азия. В качестве дополнительной задачи посылаемый в плавание корабль должен был доставить в Охотск, являвшийся в ту пору главным тихоокеанским русским портом, предметы снабжения, в том числе якоря, несколько орудий и другое оборудование. Командир корабля должен был нанести открытые территории и острова на карту, определить их координаты, осуществить промеры глубин. Особо выделялась задача по изучению уклада жизни местного населения, возможности экономических связей и торговли.

В качестве экспедиционного корабля был выбран построенный в 1805 году на Лодейнопольской верфи транспорт-лесовоз «Диана». Тщательный осмотр лесовоза, выполненный корабельными мастерами И. В. Курепановым и Мелеховым, показал, что в таком состоянии, как сейчас, он к океанскому плаванию не приспособлен и нуждается в существенной переделке. Работы осуществлялись зимой 1806–1807 гг. под руководством мастера Мелехова в Петербурге, а потом, в конце весны, в Кронштадте.

«Диана» получила статус военного корабля и была переклассифицирована в шлюп – на ней теперь имелось 16 пушечных портов, борта были существенно укреплены. На вооружении «Дианы» было 14 шестифунтовых орудий, 4 восьмифунтовых каронады и 4 фальконета. С фрегата «Эммануил» были переданы медные орудия, поскольку они были легче чугунных. В качестве балласта на шлюп были погружены габаритные грузы для Охотска. Водоизмещение корабля составляло 300 тонн, длина – 27,8 метров, ширина по миделю – 7,6 метров.

Василий Михайлович Головнин
Василий Михайлович Головнин

Еще 23 августа 1806 г. по высочайшему повелению на «Диану» был назначен командир – лейтенант российского флота Василий Михайлович Головнин. Назначение в таком низком звании на должность командира корабля, который должен был не только покинуть пределы Балтики, но и обойти вокруг света, было в то время случаем отнюдь не рядовым. Но Василий Головнин имел совершенное право на это назначение, поскольку был незаурядным офицером.

Родился Василий Головнин 8 (19) апреля 1776 года в небогатой дворянской семье. В девять лет мальчик лишился родителей и оказался на попечении у родственников. Когда Василию исполнилось 13 лет, попечители отправили его на учебу в Морской кадетский корпус. В 1790 г. юноша был произведен в гардемарины и получил назначение на корабль «Не тронь меня». В это время шла русско-шведская война, и новоиспеченный гардемарин не замедлил получить свое боевое крещение. Он принял непосредственное участие в сражениях – у Красной Горки и Выборгском – и за проявленные качества был награжден медалью.

Спустя два года, в 1792-м, Головнин успешно закончил теоретическое обучение. По принятому тогда регламенту он не мог быть выпущен из Морского кадетского корпуса и произведен в офицеры, пока не достигнет семнадцатилетнего возраста. Поэтому гардемарин был оставлен в стенах этого учебного заведения еще на год. Это время Головнин не потратил зря, а сделал упор на углубленное изучение различных наук, в первую очередь физики, естествознания, истории и иностранных языков. В будущем все эти знания оказались весьма кстати. В 1793 г. юноша, наконец, закончил Морской кадетский корпус и был произведен в мичманы.

Головнин начал ходить на кораблях Кронштадтской эскадры. В 1795–1796 гг. проходил службу на фрегате «Рафаил», входящем в состав эскадры вице-адмирала П. И. Ханыкова, которая находилась в походе у берегов Англии и в Северном море. Головнина приметили как подающего надежды офицера и через некоторое время его, хорошо владевшего английским языком, назначили флаг-офицером у вице-адмирала М. Х. Макарова, который осуществлял командование эскадрой, крейсировавшей у острова Тексел и в Северном море.

В 1802 г. Головнин в числе двенадцати лучших молодых офицеров был направлен на стажировку в Англию. Почти четыре года он служил волонтером на различных кораблях британского флота, осуществив на них плавания в Карибское и Средиземное моря. Головнин пересек экватор, участвовал в блокаде испанских кораблей в Кадисе и французского флота в Тулоне. В составе экипажа фрегата «Фисгард» принял деятельное участие в ночной абордажной схватке и произвел своим поведением во время боя впечатление на командира. О волонтере Головнине лестно отзывался даже скупой на похвалу знаменитый адмирал сэр Горацио Нельсон.

В 1806 г. офицер вернулся в Россию, где им в Морское министерство был представлен объемный доклад, в котором был произведен сравнительный анализ русского и английского флотов. На базе полученного опыта и знаний Головниным был создан также свод «Военных морских сигналов», которым пользовались почти двадцать пять лет. В Министерстве высоко оценили заслуги офицера и ходатайствовали перед императором о поощрении Головнина. Александр I наградил его именным перстнем и крупной суммой денег. В 1807 г. за участие в многочисленных морских кампаниях Василия Михайловича Головнина наградили Орденом Святого Георгия 4 степени – об этом награждении лейтенанту стало известно лишь в 1809 году, по прибытии шлюпа «Диана» на Камчатку. Так что назначение лейтенанта командиром уходящего в кругосветное плавание корабля было вовсе не случайным – этот офицер в свои 30 лет уже имел за плечами огромный опыт длительных океанских плаваний, пригодившийся ему при командовании «Дианой».

Большое внимание было уделено кадровому вопросу. В экипаж набирались добровольцы, но такие, которые были уже опытными моряками. Их численность составляла 60 человек. Старшим офицером на шлюп Головнин выбрал способного и талантливого человека – лейтенанта Петра Ивановича Рикорда. Он, как и его командир, проходил службу на эскадре вице-адмирала Ханыкова в Северном море, а после был волонтером в английском флоте.

В мае 1807 г. шлюп перешел из Санкт-Петербурга в Кронштадт для завершающего этапа подготовки к плаванию. При снаряжении экспедиции, особенно в вопросе заготовки провианта, был учтен опыт плавания шлюпов «Надежды» и «Невы» – подрядчики в этот раз были те же. Вся провизия была осмотрена Головниным и Рикордом лично. «Диана» получила двойной запас пороха. Первоначально планировалось отправить этот шлюп вместе с вновь уходящей на Дальний Восток «Невой». Последняя перевозила грузы в интересах Русско-Американской компании. Однако переоборудование «Дианы» затянулось – «Нева» ушла одна в октябре 1806 г. и, совершив благополучный переход, прибыла в средине сентября 1807 г. в Ново-Архангельск. 25 июля 1807 г. шлюп «Диана», имея на борту экипаж в 64 человека, покинул Кронштадт и отправился в самостоятельное плавание. «Диана» вошла в историю как первый корабль собственно русской постройки, перешедший из Балтики на Камчатку. «Нева» и «Надежда» были английской постройки и были куплены Русско-Американской компанией.

Продолжение следует…

https://topwar.ru/118351-okeanskie-pohody-shlyupa-diana.html