"Дом под звездным небом" - заключительная часть трилогии Сергея Соловьева.
В основе "Ассы" был вполне правдоподобный сюжет, лишь временами соскальзывающий в область абсурдистского китча.
В "Черной розе - эмблеме печали, красной розе - эмблеме любви" на первый план целенаправленно вышли сюрреалистические, вызывающе эпатажные аттракционы.
В "Доме под звездным небом" ерническая стилистика "маразматической фантасмагории" мгновенно вызывает ассоциацию с известным анекдотом о человеке, который каждую гайку закручивал до тех пор, пока с нее не слетела резьба...
Впрочем, фильм начинается вполне пристойно - с путешествия видного ученого, лауреата всевозможных премий в Америку, к сыну-карлику. Сцены эти сняты оператором Юрием Клименко в манере рекламного клипа: светящиеся всеми огнями радуги Нью-Йорк, полет над городом на вертолете и т.д. и т.п.
Однако сразу же после возвращения лауреата домой, в атмосфере ленты все отчетливее ощущается аромат "Розы...".
Мало того, что какой-то прохиндей, оказавшийся в конце-концов дьявольским мутантом, распиливает пополам дочь несчастного академика, так еще и вокруг его дачи появляются подозрительные личности с явно террористическими замашками...
Сергей Соловьев весьма эффективно использует имидж Михаила Ульянова как общественного деятеля, вставляя в фильм подлинную хронику его депутатско-делегатских выступлений на различных съездах. Да и сам актер бесстрашно пародирует многих своих персонажей прежних лет: важных и мудрых государственных деятелей, находящихся на вершине славы и почета.
С помощью чрезвычайно пластичных и выразительных актеров Баширова и Иванова - эксцентрично-цирковых Рыжего и Белого клоунов - режиссер заводит нелепейший хоровод погонь, взрывов, стрельбы и тому подобных впечатляющих актов.
Все мерзости российского бытия, весь идиотизм эпохи краха государственно-экономической системы и нравственного тупика представлены в "Доме под звездным небом" в издевательско-гротескной форме.
И хотя мне, честно говоря, гораздо ближе картины "старого" Соловьева, не могу не выразить своего восхищения способностью режиссера так весело и озорно показывать на экране всё то, что в реальной жизни выглядит отнюдь не столь забавно...
Александр Федоров, 1992