Можно ли представить различные верования и конфессии как “частоты”, дополняющие материальный каркас виртуальным, но от того не менее реальным фасадом? Попробуем разобраться.
Христианский богослов и философ Григорий Нисский предполагал, что зло конечно и исчерпаемо, а в качестве одного из аргументов указывал несовершенство зла и наличие у него начала, а следовательно - и конца. Мыслитель говорил и о том, что основная сила зла заключается в обмане и извращении добра.
Многие представители восточных религий представляют ту же дуальность в виде своеобразной шкалы, на одном из концов которой находится любовь, а на другом - страх.
Страх — это не что иное, как отсутствие любви. Когда вы наполнены любовью, страха нет, но как только исчезает любовь, тут же на ее месте возникает страх.
Ошо
Приземленное и сведенное к базовой функциональности видение шкалы привел Никколо Макиавелли - именно вокруг его тезисов строится концепция последнего сезона “Игры престолов”.
Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
Никколо Макиавелли, Государь, Глава XVII.
Современность можно свети к схожей шкале, место человека на которой определяется некоторым компромиссом между “опытом” и болью. Получение опыта нередко сопровождается болью, лишениями и утратами - а потому, большинство людей стремятся к тому, чтобы получать более яркий опыт, попутно минимизируя боль.
Подобная шкала верна лишь отчасти - она не объясняет все достижения былого и чудеса самоотверженных поступков простых людей. Банальная максимизация опыта привела бы мир к тепловой смерти, при которой общее потребление ресурсов достигло бы своего апогея, а суммарная эффективность человечества упала бы до исторического минимума.
Иными словами, многие великие достижения прошлого были бы невозможны без веры - веры людей в важность своей работы, дел, в надличностные идеалы и в те “частоты”, о которых мы и поговорим.
Что это за частоты?
Фокус и общую направленность веры человека можно представить как определенную частоту: переключаясь между “радиостанциями”, люди начинают смотреть на одни и те же события под совершенно разными углами. Сами “радиостанции” весьма условны - речь идет не о каких-то оккультных излучениях, а скорее о наборах сложившихся за долгие годы образов, установок и архетипов.
Подобно тому, как в играх дети присоединяются к “казакам” и “разбойникам”, играют за “священников”, “колдунов” и “воинов”, люди самого разного возраста постепенно выбирают (или принимают) принадлежность к тому или иному набору верований и убеждений - или, проще говоря, к “радиостанции”.
Какие “радиостанции” нам известны?
Патернализм и его вариации
Глобализация, развитие технологий и доступность образования толкают человечество к бесконечной специализации. Прогресс буквально “роботизирует” людей, обращая нас в функции тех или иных узких областей труда или знаний. Там, где ученые 17-18 веков могли охватить своим вниманием практически все передовые на тот момент науки, большинство наших современников вынуждены придерживаться избранного узкого “конуса”, включающего в себя лишь малую толику существующего “пузыря знаний”.
Востребованными остаются лишь узкие и непрерывно совершенствующиеся специалисты, генералисты (специалисты во многих пограничных отраслях), а также представители сектора услуг - те, чья деятельность еще не подверглись автоматизации. Бич современной цивилизации - массовая ненужность и невостребованность людей.
Подобные реалии формируют надежную основу для современного патернализма: люди отрекаются от ответственности и привилегий, отдавая их кому-угодно: церкви, действующей власти, представителям финансовых пирамид, психологам, “экстрасенсам” и коучам - всем тем, кто готов окутывать их сладкой иллюзией и “анестезировать” болезненную реальность, требующую титанических усилий по саморазвитию и самореализации.
...здесь мерилом работы считают усталость...
Nautilus Pompilius. Скованные одной цепью
Подобная частота характеризуется тем, что ее “слушатели” винят в своих страданиях что и кого угодно - только не самих себя, а также считают эти страдания своеобразным “залогом” Вселенной, за который им, разумеется, воздастся. Как-нибудь потом.
Еще одна значимая черта патернализма - ожидание чудес и “выигрыша жизни в один ход”. Царь придет - порядок наведет.
Кто они, “слушатели” Патернализма.fm? Пожалуй, к ним можно отнести значительную долю представителей основных религиозных конфессий, которые не пытаются разобраться в сути исповедуемых ими доктрин.
Следует отметить, что среди патерналистов попадается и множество приверженцев высоких технологий - технопатерналистов. Их девиз - “придут роботы и все исправят”. Суть от этого не меняется - в конечном счете, право на доступ к создаваемым автоматикой благам придется заслужить - возможно, вырвав его из рук “элитариев”.
Поиск себя. Внутренний судья
Слушатели “ищущей” радиостанции придерживаются принципа “встретишь Будду - убей Будду”. Такие люди предполагают, что у каждого из нас есть “внутренний компас” или “голос разума”, к которому и следует прислушиваться, избегая резких движений и поддерживая эмоциональную и интеллектуальную гигиену.
“Внутренний голос” и источники вдохновения не следует путать с голосом эго, а большинство из тех, кто претендует на роли пастырей и учителей, стремятся лишь к эксплуатации доверившихся - поэтому их следует избегать.
Экзотика. Уицилопочтли
Ацтекское (а вероятно - более раннее) божество Уицилопочтли сражалось с тьмой и требовало пополнения сил при помощи жертвоприношений. Ацтеки верили, что человеческие жертвы задерживают конец света хотя бы на 52 года.
Подобные верования схожи с традиционным патернализмом, однако подразумевают определенный контракт между частотным “божеством” и человеком. Иными словами, там, где современные патерналисты попросту слагают с себя ответственность и молят власть имущих о всевозможных подачках, ацтеки заключали своеобразный договор, в рамках которого получали “продление жизни под солнцем”.
На фоне небоскребов и резонирующих величием пирамид человек кажется маленьким и незначительным - качество жизни разменивается на величие, выжимающее из народа все соки и пропитывающееся его кровью. Именно к такому величию стремился СССР - недаром тот же Мавзолей напоминает ацтекские (или более ранние) сооружения.
Как показывает практика, в истории марафон оказывается важнее, чем спринт. Вера в подобных божеств угасает - наших современников очень сложно убедить в том, что “другая сторона” выполнит условия договора. Возможно, это и к лучшему.
Дремлющая мощь. Один
Слушатели частоты “Один” осознают роль своего внутреннего голоса и готовы принять на себя ответственность за любые действия и бездействие. Приверженцы Всеотца борются за истину и свои идеалы, и любят такие сражения - ведь тот, за кем Истина - и один в поле воин.
Сторонники этой доктрины пришли в мир, чтобы учиться, накапливать и собирать мудрость, не поступаясь при этом ни справедливостью, ни идеалами, ни честью.
"Одину" чужды подковерные игры, тайные ордена и интриги. Его стиль - тинг или вече, собрание свободных, ответственных и вооруженных людей.
Любые дела — и частные, и общественные — они рассматривают не иначе как вооруженные.
Тацит. «О происхождении германцев и местоположении Германии»
Подобный подход во-многом напоминает небезызвестную Вторую поправку к Конституции США.
«Поскольку хорошо организованное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться».
Схожие мировоззренческие установки можно связать и с историей Новгородской Руси - одного из самых светлых эпизодов существования Руси.
Приверженность “частоте” Одина отражается и в различиях между славянскими старцами и европейскими “магами” (magician). Первым приписывается мудрость и стремление к знаниям, вторым - навыки ярмарочных шарлатанов и способность вводить других людей в заблуждение. В пользу этой теории говорит и тот факт, что слово “magician” переводится с английского и как “волшебник”, и как “фокусник” - в славянской традиции между этими понятиями нет никаких параллелей.
Индивидуализм, сатанизм
Среди приверженцев самой негативной “радиостанции” больше всего представителей современных “элит” и власть имущих. Их мечты - личная выгода, их девиз - “мы здесь, чтобы править”, “я возвышусь, остальные падут”. Подобные люди считают, что им принадлежат “все царства мира”, а с веток можно срывать любые плоды. Представители этой веры живут в иной парадигме морали и права и считают себя неподсудными для остального человечества - отсюда вытекает их мотивация.
Индивидуализм - болезнь умирающего социума. Среди простых людей подобные веяния начинают распространяться на этапе агонии государства - тогда, когда элементы некогда могучего целого “оптимизируют” себя, пренебрегая интересами всех прочих.
Индивидуализм вымывает из общества наиболее развитых и специализированных представителей, которые утрачивают доступ к необходимой им поддерживающей инфраструктуре.
“Потомственные элиты” выродились и уже не могут предложить тем, кто их поддерживает, никаких благ. “Власть имущие” и вовсе не считают “простых смертных” за людей.
К этой "радиостанции" можно отнести и некоторых атеистов - точнее, тех людей, которые считают себя неподсудными ни богам, ни человеческому суду, и которые скрываются под маской адекватности лишь до наступления благоприятного момента.
Переходный период
Индивидуализм и распад старых привычных нам “патерналистских” институтов не указывают на крах цивилизации.
Современная кластеризация - своеобразный переходный период: устаревшие “пирамидальные” концепции уступают место децентрализованным роевым структурам.
Несмотря на видение “прекрасного будущего” и существующие основания для становления улучшенного “мира 2.0”, в настоящем, крайне важны плавность и некоторая медлительность перехода - в ином случае, он мог бы привести к серьезным потерям и жертвам.
Пытаясь представить себе пример успешного и "положительного" объединения группы людей, многие наши современники вспомнят о небольших сообществах - например, полюбившихся им поселках и деревнях. Действительно - там, где людей настолько мало, что им попросту не получается снять с себя ответственность, они вспоминают нашу главную характеристику: мы - это процесс, а не результат.
Выход из зоны комфорта, саморазвитие и "взбивание масла ногами спасающейся из чашки с молоком мыши" и делают нас людьми. Раз так - переход к новому миру будет связан с распадом привычных нам институтов на микросообщества, которые, затем, организуются в новые, более эффективные системы.
Рой. Становление “частоты будущего”
Манифест частотного “божества” нового поколения можно было бы сформулировать как-то так:
“Я - проснувшаяся после долгой зимней спячки часть великого человечества. Я здесь, чтобы творить. Я обращу свою индивидуальность и порывы на то, что послужит человеческому Рою, ибо пропагандирую честный взаимовыгодный обмен и взаимовыгодные отношения. Я абстрагируюсь от сот, чьи стремления и действия порочны, и построю как можно больше связей с теми сотами, взгляды и деятельность которых совпадают с моими. Я отвергаю потребление, конфликт и борьбу за место под солнцем как опорные базисы общества - я признаю лишь поступательное развитие и созидательный вклад в дело Роя. Я не дискриминирую другие соты и не выделяю свою, как носителя единой истины, однако готов объединяться с представителями нуждающихся в моей поддержки сот для того, чтобы оказывать совместный отпор сотам паразитарным.
Паразитарные соты определяются как нарушители принципа “живи сам - и не мешай жить другим”.
Центральный принцип нового мира - это не привычная нам борьба за ограниченные ресурсы, а решение общих проблем путем адекватного распределения имеющихся благ. Кроме того, соты, которые обзаводятся сознанием и осознанностью, перестают быть ресурсом, который сегодня эксплуатируют паразиты, оставляя последних без средств к существованию.
Подобный подход вовсю внедряют крупные корпорации - их отдельные участники буквально превращаются в “акционеров”, заинтересованных в общей выгоде. Образ компании будущего - децентрализованная автономная организация.
Какая частота лучше?
Подобная постановка вопроса ошибочна - “божеств” и “частоты” стоит рассматривать не в отдельности, но как разрозненные измерения единой картины. Вероятно, постижение каждой из "частот" приблизит человечество к пониманию нашего мира - на современном этапе, важнее всего понять, какая из них ближе каждому из нас, а также научиться понимать “слушателей” других “радиостанций”.