Мне кажется, уместно поговорить о самой модели взаимоотношений РФ и постсоветских республик, когда на территории государств, которые обрели независимость при развале Советского Союза, возникают непризнанные или частично признанные государственные образования, вступающие в конфликт с республиканскими центрами.
Тут в чем дело? "Каин, Каин, где брат твой, Авель?" - вопрошал библейский Бог у сына Адама и Евы.
На самом деле, существовала такая общность - советский народ. Существовала объективно. И по мере разрушения единого государства, одна часть единого народа выделялась и, тем самым, противопоставлялась другой. Противопоставлялась потому, что иначе, как враждебной политической позицией, объяснить существование единого народа в разных государствах было не возможным. И, таким образом, чем больше советских людей проживало на территории разделившихся государств, чем более они были советизированы, тем ожесточеннее становилось противостояние населения, после развала СССР.
Этническая компонента играет роль второстепенную, дополнительную.
Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Донецк и Луганск - давайте присмотримся к ним внимательнее.
Нагорный Карабах - армянский анклав, исторически внедренный в этно-социальный массив исторически враждебной тюркской (азербайджанской) цивилизации. В этом, единственном случае, конфликт, обусловивший государственное разграничение отдельных районов от республиканской метрополии, носит, безусловно, межэтнический характер и РФ к данному конфликту имеет очевидно косвенное отношение.
Тюрки веками вырезали армян. Россия, по существу, спасла армянский этнос от полного уничтожения. После распада Советского Союза и разрушения надэтнической коммунистической идеологии, на Кавказе возродились националистические химеры, пролилась первая кровь.Понятно, что она пролилась там, где для этого веками готовилась почва.
Приднестровье. Румыны, молдаване, русские. Приднестровье, как и Донбасс - индустриальный анклав. По существу, он никогда не был ни молдавским, ни румынским. Политологически, конфликт в Приднестровье гораздо ближе по характеру к ситуации в Донбассе, чем любой другой конфликт на постсоветском пространстве. Однако, он разрешился с гораздо меньшими потоками крови. И теперь Молдова, конечно, исполнена антироссийскими настроениями. Но их градус много меньше, чем в Киеве и Тбилиси.
Я мог бы продолжить этот экскурс, но думаю, что вектор вполне просматривается: отделение республик от Москвы спровоцировало возникновение враждебной политической позиции по отношению к РФ в республиканских центрах. Выделение непризнанных территорий внутри республик объективно катализировало процесс противопоставления России и Украины, России и Грузии, России и Молдавии (в меньшей степени, чем Украины и Грузии).
Историческая практика, таким образом наглядно демонстрирует, что непризнанные территории не являются инструментом влияния на внутренние процессы, протекающие в отделившихся от СССР республиках. Напротив, наличие таких пророссийски настроенных анклавов мобилизует врагов РФ в республиканских центрах, республики противопоставляют России жестче.
Жестче и жестче с каждым днем.
Ни одна из республик постсоветского пространства не в состоянии конкурировать с РФ в военной сфере, слава Богу. Но думаю, что расходы на противодействие враждебной активности властей указанных республик давно уже сопоставимы с расходами СССР на их содержание (о чем так печаловались в начале 1990-х гг. радетели "перестройки").
В 2000-м году вспоминал пророка Екклесиаста, уместно повторить и теперь: "время разбрасывать камни, и время собирать камни". Не будет надежного мира на постсоветском пространстве, пока мы будем строить крепости, как покоритель Кавказа Ермолов в опорных пунктах, вместо того, чтобы решать проблемы по существу.
Борис Борисов сегодня привел свою давнюю статью о Грузии, в которой четко писал, что Грузия с РФ находится в состоянии не объявленной войны. На этой войне, как и на любой другой, военные победы, без фиксации их результатов в политических деяниях, стоят мало: у дракона национализма бесконечное число голов и без острого меча надэтнической идеологии, рубить эти головы можно бесконечно долго: на месте отпавшей тут же будут вырастать новые. Победа на постсоветском пространстве будет надежной в единственном случае: если враг лишится скрепов национальной независимости. Победа - это десуверенизация постсоветских республик.
Практически то же самое я писал об Украине в 2001 году.
Маневры - всего лишь метод ведения войны. Ее цель - победа.
Для нас же маневры превратились в самоцель.
***
Да! А Суркова нужно гнать из Кремля поганой метлой!
Критически вредный деятель.
В том числе, в контексте затронутой темы.
С уважением,
Роман В.Манекин
Прим. Ой, это я вообще о последних событиях в Тбилиси писал, если кто не понял!