Идея 1. Мечты осуществляются, если превращаются в миссию.
Джефф Безос сегодня – это богатейший человек в мире, который разбогател за счет онлайн-торговли. Компания Безоса Amazon начинала с торговли книгами, постепенно расширяя свой ассортимент. Сегодня, на Amazon можно купить практически все. С 2003 года Безос – несколько эксцентричный миллиардер, который вдруг стал скупать ранчо в пустынной части штата Техас с неизвестной широкой публике цель. Публично миллиардер обосновывал покупки «ностальгией» по своему детству на ранчо, в гостях у деда.
Ранчо стали скупаться дочерними структурами некоей ZEFRAM LLC, названной в честь одного из персонажей «Звездного пути», строителя сверхсветовых кораблей. Нетрудно догадаться, что владельцем ZEFRAM LLC был сам Безос и скупалась земля для строительства космического комплекса компании Blue Origin, которая была секретно основана еще в 2000 году.
В 90-е гг. подросший молодой человек подружился с известным писателем-фантастом Нилом Стивенсоном. Друзей объединял интерес к запуску ракет, а после того как Безос разбогател, появились все возможности для основания частной космической компании. Так, Безос решил сосредоточить интересы компании на запуске многоразовых ракет. Собственно, купленные земли в Техасе были полигоном для их испытаний. Мечта маленького Джеффа стала сбываться.
Идея 2. Человечеству на земле угрожают катастрофы, поэтому необходимо развивать космические исследования.
Еще один ракетостроитель-мечтатель это Илон Маск. Маск родился в Южной Африке, и уже с раннего возраста демонстрировал свои многочисленные таланты. Илон с детства отличался большими способностями к познанию, и впитывал знания как губка, за что его и ненавидели одноклассники. После школы Маск переезжает из родной Претории в Канаду, где учится в местном университете, а после переводится в Пенсильванский университет в США. Далее был Стэнфорд и исследования возможностей аккумуляторов электромобилей. В 1995 году Маск с головой ушел в мир интернета и компьютерных технологий. Молодой человек создает Zip2 и PayPal, а позднее успешно их продает. В 31 год Илон уже миллиардер с грандиозными замыслами.
Первые тревожные сообщения НАСА об Апофисе, гигантском астероиде размером с футбольный стадион, появились уже в середине двухтысячных. Орбита Апофиса очень близко пролегала к Земле, и астероид мог быть «притянут» полем Земли. Столкновение такого огромного тела с поверхностью планеты угрожало бы гибелью ¾ всех живых видов, к тому же, падение тела в океан могло быть вызвать разрушительное цунами.
Маск не на шутку встревожился, и решил поискать меры НАСА по спасению человечества на их сайте…и не нашел их. Довольно предсказуемо, ведь последние достижения НАСА датировались аж 72 годом, высадкой Юджина Сернана на Луну. Теперь же и Маск загорелся идеей создания собственной космической компании.
Идея 3. Для того, чтобы стать космическим бароном, интеллекта, амбиций и капитала будет недостаточно.
Безос и Маск не были первыми космическими баронами, у них был один очень талантливый предшественник – миллиардер Эндрю Бил, который еще в раннем возрасте проявил большие способности к предпринимательству – с 11 лет он покупает сломанные телевизоры по доллару, чинит их вместе с дядей, а потом продает за сорок долларов. С 20 лет он покупает старые дешевые дома, так же чинит их, а потом сдает в аренду. Бил заработал к 90-м гг. на сделках с недвижимостью миллиард долларов, и после, решил заняться освоением космической отрасли. Бил не имел высшего образования как тот же Маск, зато обладал большими способностями к техническим наукам и потрясающей эрудицией. Бил основал компанию Beal Aerospace и решил, что сможет сделать путешествие в космос доступным для каждого. Конечно, Бил занялся космосом не только из соображений прибыли, но и желал помочь человечеству в поиске нового дома, если со старым произойдет нечто страшное. Бил набрал квалифицированный персонал и приступил к строительству тяжелой ракеты BA-2. Он арендовал полигон в городке Макгрегор в Техасе, на котором когда-то военные испытывали боеприпасы. Начались испытания ракет. Две из трех ступеней ракет были успешно испытаны, а Бил потратил почти 200 млн долларов из личных средств, желая достичь максимальной независимости от НАСА и правительства. Бил был сторонником конкуренции даже в области освоения космоса, и ему не нравилась политика государства – оно должно не помогать строить ракеты, а скупать лучшие технологии у разработчиков. Впрочем, Била никто не послушал, НАСА серьезно вложилась в строительство аппаратов раннее упомянутых гигантов. Бил был богат, однако, конкурировать с протеже государства он не смог. Американское государство в то время монополизировало право на космические запуски, а потому Бил должен был либо присоединиться к Lockheed и Boieng в качестве исполнителя, либо покинуть рынок. Миллиардер предпочел сделать второе, а полигон Aerospace перекупил Маск.
Идея 4. В новом деле очень важно привлечь внимание публики.
Еще один космический барон – Ричард Брэнсон с детства мечтал о полетах, что неудивительно – мать Ричарда была инструктором-планеристом во время Второй мировой, а тетя – летчицей.
Что Брэнсону, что Маску не откажешь в умении устраивать экстравагантные акции. Например, Маск привлек внимание к своей ракете Falcon Heavy посредством запуска в открытый космос своего же автомобиля Tesla за рулем с манекеном в скафандре и музыкой Дэвида Боуи из динамиков.
Еще дальше в продвижении личного бренда пошел Брэнсон, он в 1987 году в целях саморекламы решил перелететь на воздушном шаре через Атлантику. Брэнсон и его пилот Пер Линстранд всего за 24 часа пересекли Атлантику (что зафиксировала книга рекордов Гиннесса), однако, приземление едва не обернулось трагедией. Шар при приземлении потерял топливные баки, и без балласта стал снова взмывать в воздух. Пилоту Брэнсона удалось выпрыгнуть из капсулы, а вот Ричарда стало уносить в море, и, когда шар снова стал снижаться, Брэнсон надел спасательный жилет и прыгнул в воду. Он едва не утонул, но вовремя был спасен военным английским вертолетом. Удивительный полет попал на первые полосы многих газет, а Virgin Atlantic отметилось новым слоганом: «Есть лучший способ пересечь Атлантику», а Брэнсон – новыми рекордами. Под брендом Virgin существует множество компаний, но одна из них стала для основателя особенной – Virgin Galactic. Первоначально Брэнсон подумывал слетать в космос в составе российского экипажа, однако, из-за долгой подготовки отказался от этой идеи. Задолго до постройки первого корабля Virgin Galacic, Брэнсон открыл регистрацию полетов на сайте компании. 200 тыс. долларов – и ты сможешь узреть Землю с невиданного прежде расстояния. Полететь в космос собирались многие голливудские звезды, и, конечно, сам Брэнсон.
Идея 5. В космической отрасли риск неизбежен.
Круг интересов соратника Билла Гейтса Пола Аллена был очень обширен, он вложил деньги в 150 проектов различной направленности, однако, сам Аллен еще с детства грезил космическими полетами, часы напролет просиживая за чтением книг об устройстве двигателей, топливе и турбонасосах. Длительным чтением Аллен развил близорукость, и от полетов в качестве пилота Полу пришлось отказаться навсегда, зато, уже после ухода из Microsoft ( а ушел оттуда он очень богатым человеком), Аллена захватила идея строительства многоразового космического корабля. В сотрудничестве с Бертом Рутаном, главой компании Scaled Composites, которая проектирует летательные аппараты, Аллен в атмосфере строжайшей секретности принялся за разработку первого многоразового пилотируемого корабля - SpaceShipOne.
Первые запуски корабля были беспилотными, потом за руль сели пилоты. В один из пробных полетов, пилот приземлился очень жестко, и стало заметно переживание Аллена – бедняга чуть не умер от волнений за экипаж. Аллен не понимал, что в данной отрасли риск неизбежен. Зато хорошо осознавал риск Брэнсон, который и сделал Аллену предложение, от которого было невозможно отказаться. Сразу после покупки довольный Брэнсон нарисовал на кабине SpaceShipOne логотип Virgin.
Идея 6. Первые неудачи делают отношение к делу более зрелым.
Со временем правительство США смягчилось, и полеты частных космических компаний стали доступны даже для частных компаний. 28 июня 2015 года ракета Falcon 9 от SpaceX должна была доставить на МКС груз на корабле Dragon, и Маск пригласил журналистов для съемки эпохального события. Ракета оторвалась от земли, но, через две минуты взорвалась. Журналисты запечатлели «фейл», и оттого Маск остался не в восторге. Причину неисправности выявили, однако, это был первый серьезный провал SpaceX за все годы ее существования. Впрочем, выводы были сделаны, а команда продолжила свои испытания.
Были неудачи и у Virgin Galactic. Брэнсон, начиная с 2009 года переносил запуски своего корабля. В команде испытателей было два летчика, и однажды на SpaceShipTwo был поставлен новый двигатель, который пилотам доверия не внушал. Тем не менее, они были готовы рискнуть. SpaceShipTwo взлетел вместе с ракетой-носителем в воздух…громкий хлопок…разгерметизация… Один из пилотов погиб на месте, второй – серьезно пострадал. Потрясению работникам компании и ее основателя не было предела, тем не менее, риск был заявлен еще с самого начала. Полеты продолжились, но теперь уже с обновленной системой безопасности пассажиров.
Спасибо, что дочитали до конца! Ждём вас завтра!)