Найти тему
Святослав

Экономим на обслуживании и ремонте авто, не экономя на качестве. Часть 2

Вторая часть нашего "разбора" запасных частей и обслуживания.

Первая часть по ссылке Первая часть!

Для начала разберемся с самим каталогом и его предназначением.

Каталог - по-факту перечень технических рисунков, на которых изображены сборочные единицы и указаны заводские номера деталей (Они-же номера OEM - original equipment manufacturer — «оригинальный производитель оборудования» ). Почему технические рисунки, а не чертежи - технический рисунок более понятен и информативен, особенно для людей без инженерного образования.

Начнем разбор с самого элементарного - отечественных печатных каталогов, так будет проще понять систему и принципы работы, которые не изменились.

Скан каталога Автоваза, Ваз 2108 - внешние элементы кузова.
Скан каталога Автоваза, Ваз 2108 - внешние элементы кузова.

Как видно из картинки сверху - на каждую деталь в автомобиле есть свой номер. Номера, начинающиеся с 2108/2121 (т.е. с индекса модели ВАЗа) - детали, разработанные Автовазом ( Или ОЕМ детали), детали с другими номерами - унифицированные детали.

Другой пример:

Каталог ПАЗ 32053 - передняя подвеска
Каталог ПАЗ 32053 - передняя подвеска
Позиция под № 6 - рессора подвески,  ОЕМ номер 	66290201203... Соответственно данная рессора от ГАЗ-66 ( Стоит обратить внимание - номера, начинающиеся с индекса модели распространены только в России. )
Позиция под № 6 - рессора подвески, ОЕМ номер 66290201203... Соответственно данная рессора от ГАЗ-66 ( Стоит обратить внимание - номера, начинающиеся с индекса модели распространены только в России. )

Печатные каталоги были широко распространены у всех производителей, не только отечественных, пока широкое применение не нашли компьютеры. В настоящее время подавляющее большинство производителей предоставляет своим дилерам электронные каталоги.

Существует два типа каталогов:

- Оригинальные - программы - каталоги производителей автомобилей.

- Неоригинальные - в большинстве случаев представлены программой TECDOC.

TECDOC - универсальный каталог, содержащий информацию о всех автомобилях, но в неполном объеме - в основном в данном каталоге есть номера деталей - расходников, уплотнений, подшипников, щеток стеклоочистителей. В общем - расходники для ТО и мелочевка. (Важный нюанс - каталог выдает не оригинальные ОЕМ номера автопроизводителя, а номера производителей аналогов)

Преимущества электронных каталогов - по ВИН номеру в базе можно найти комплектацию и информацию о конкретном автомобиле - соответственно и номера деталей в каталоге, при поиске по ВИН номеру будут показаны именно те, которые и были установлены на конвейере.

Изначально каталоги предназначались для дилеров , автотехцентров, и поставщиков запасных частей. Но сейчас все каталоги можно найти в сети - онлайн.

Ссылки на электронные каталоги:

https://www.epcdata.ru/ - бесплатный онлайн каталог японских производителей, а так - же Hyundai / Kia и Renault

http://www.autoopt.ru/auto/catalog/car/vaz/ - большой каталог отечественных легковых и грузовых марок , китайских автомобилей.

http://catalogs.zzap.ru/totalcatalog/ - огромный каталог - TecDoc с переработанным интерфейсом

http://catcar.info/usa_oem/ - каталог по американским автомобилям

http://catcar.info - европа/азия

http://catcar.info/moto/ - мото каталог, лодочные моторы, квадроциклы, аквабайки.

http://www.elcats.ru - наверно, один из самых быстрообновляемых, в плане модельного ряда и годов, каталог. Им пользуется, в частности Exist, и ряд других крупных поставщиков запчастей. Требуется регистрация для входа - яндекс, мейл.ру, тот-же Экзист. Советую пользоваться им.

В сети еще множество каталогов - это лишь малая часть, которая "лежит на поверхности".

Далее следует разобраться с самими номерами деталей.

Далее будут скорее тезисные утверждения, чтобы вы вникли в суть и поняли, из чего состоит автомобиль, кто производит запасные части, как они попадают в готовый автомобиль на конвейере и позже на прилавки магазинов и автосервисы:

  • Автопроизводитель не производит автомобильные запчасти, узлы и компоненты. Как ни странно, но мы живем в век глобализации и унификации - ни один автопроизводитель не производит автозапчасти - основная задача автопроизводителя - сконструировать готовый автомобиль, сделать для него кузов, заказать у других производителей необходимые детали и узлы, собрать изделие и продать. Есть множество фирм, крупных, с огромными расходами на НИОКР, которые производят автозапчасти. Конструкторы автозаводов при разработке новой модели просто открывают каталоги данных производителей и выбирают нужные им детали по характеристикам. Это в первую очередь относится к расходникам - например колодки тормозные - чаще всего автопроизводители выбирают из уже имеющегося ассортимента таких фирм как Brembo, ATE, Jurid и прочих. Фильтра - чаще всего берутся из каталогов FRAMM, Knecht, Male. Амортизаторы покупаются у Bilstein, Sachs, Ohlins. Детали подвески - Lemferder... Даже комплектующие для двигателей - вкладыши, кольца, уплотнения - Mahle,  Kolbenschmidt  и прочие... Т.Е. все, что можно найти в каталогах, уже готовой продукции, от колодок до насосов ГУР, радиаторов, рул. реек и деталей двигателя - заказывается готовое из каталогов. Более "персонифицированные" детали, такие как сидения, фары, обшивки салонов, блоки кнопок пластиковые элементы, замки, ручки дверей, петли - все это сначала проходит через процедуру запроса и тендера - а потом отдается в производство компании, предоставившей наилучшие условия.
  • Запасные части, приобретенные у поставщика, прошедшие внутреннее ОТК завода изготовителя автомобиля поступают на конвейер, а так-же упаковываются в фирменную упаковку автопроизводителя и попадают на рынок - такие запасные части называются ОРИГИНАЛЬНЫМИ. Качество данных деталей соответствует всем, самым жестким требованиям автопроизводителя, но и цена, на данные детали - соответствующая. Возникает резонный вопрос, ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ ОРИГИНАЛ, если в коробке "оригинала" все-равно лежит продукция другого производителя? Отчасти это логично - не переплачивать 30-40% за одну лишь фирменную упаковку... Зачем, к примеру, брать оригинальные колодки БМВ, если в большинстве случаев там лежит Jurid, который будет дешевле в своей собственной упаковке? Но тут есть нюанс. Например в тех-же колодках, может отличаться состав смеси. В амортизаторах - немного отличаться настройки. Ничего фатального - тут вопрос только толщины кошелька и щепетильности - хотите оригинал - берите, но и сэкономив и купив то-же самое, практически, только без шильдиков автозавода - вы не потеряете ни в надежности, ни в безопасности.
  • Одна и та-же деталь в собственной коробке и коробке автозавода будут иметь разные номера. Автопроизводитель на данную деталь уже завел свой внутренний и выпускает ее на рынок со своим номером, а у производителя данной детали уже давно был свой присвоенный номер, под которым она и числится в его каталогах. Соотношение одного номера с другим и есть КРОСС-НОМЕР, или просто КРОСС. Т.Е. когда вы слышите - "это кросс номер" или "этот номер кроссится с вот-этим..." Знайте - это детали одинаковой формы, размеров, свойст, практически одинаковых показателей и производительности.
  • Кросс- номера, кроссы - это связанные между собой номера автозапчастей в нумерации различных производителей по идентичности запчасти. Проще - это соответствие номеров из классификаций различных производителей одной и той же запчасти по конкретной и четкой применяемости и взаимозаменяемости. 

Понимание этих "тезисов" и главное - присвоения номеров, в особенности Кросс-номера и есть ключ к подбору автозапчастей. (Запомните важную особенность - внешний вид каталога может быть любым - это просто "Обертка" и она не должна Вас смущать - внутри конфетки все одинаковые построены на основе оригинальных каталогов автопроизводителей)

Далее, постараюсь на примере скринов и подписей к ним вкратце описать принципы работы с каталогами, на примере 2-3 каталогов.

Начнем, наверно, с самого простенького - общий каталог TECDOC

Как я уже говорил - для подбора неоригинальных запасных частей (неоригинальных, в том смысле, что ОЕМ номера (номера з/ч автопроизводителя данный каталог не показывает)

Работу данного каталога буду показывать на примере каталога сайта Экзист и каталога Элькатс, на который перенаправляет Экзист при поиске З/Ч. К примеру попробуем найти ступичный подшипник передний ...Ну например на Альфа - Ромео 156.

Ну тут все просто - после регистрации и входа общий каталог - он-же TecDoc на главной странице
Ну тут все просто - после регистрации и входа общий каталог - он-же TecDoc на главной странице
Выбираем год, затем модель
Выбираем год, затем модель
Тут все просто - выбираем свой мотор по объему, мощности и обязательно свой тип КПП
Тут все просто - выбираем свой мотор по объему, мощности и обязательно свой тип КПП

После выбора мотора и кпп, в появившемся окне выбираем " каталог заменителей"

-8
Открываем раздел "Подвеска" и находим подшипник ступицы
Открываем раздел "Подвеска" и находим подшипник ступицы
Выпадает только один вариант на переднюю ось...если нужен задний - придется лезть в оригинальный каталог. Нажимаем слева на кнопку "Поиск"
Выпадает только один вариант на переднюю ось...если нужен задний - придется лезть в оригинальный каталог. Нажимаем слева на кнопку "Поиск"
После этого автоматически Экзист выдает цены на данную позицию и кросс - аналоги с ценами. Выбираем, заказываем и наслаждаемся.
После этого автоматически Экзист выдает цены на данную позицию и кросс - аналоги с ценами. Выбираем, заказываем и наслаждаемся.

Теперь рассмотрим отдельно Оригинальные каталоги. В идеале, конечно, хорошо было бы сделать обзор по каждому каталогу - потому как в каждом есть нюансы. Но не смогу - займет слишком много времени. Сделаю парочку. А дальше - пробуйте сами.

Начнем с Тойоты, например.

Заходим в "Оригинальные каталоги" и в открытом окне кликаем на "Тойоту"

По картинке - все ясно - вбиваем ВИН или Фрейм, или выбираем по модели
По картинке - все ясно - вбиваем ВИН или Фрейм, или выбираем по модели

Запомните - по ВИНУ и Фрейму каталог выдает только те запчасти и номера, которые были установлены именно на это авто. При выборе авто по модельному ряду каталог будет выдавать номера всех запчастей, которые шли на данную модель ( тут нужно не ошибиться и из нескольких вариантов выбрать нужный номер запчасти, учтите - детали могут быть разные в зависимости от комплектации авто, типа трансмиссии и двигателя, цвета, и прочих факторов. Самый надежный вариант - искать именно по ВИН и ФРЕЙМ)

Код цвета - важная информация при малярных работах
Код цвета - важная информация при малярных работах

Допустим нам нужен новый дроссель. Заходим в раздел " топливная система" - подраздел "система впрыска топлива"

Нам нужна дроссельная заслонка - открываем схему 2 - справа
Нам нужна дроссельная заслонка - открываем схему 2 - справа
-15

Обратите внимание - на данной странице иллюстрации - две позиции № 22030 - это дроссель в сборе, а та, на которую я нажал №22210 - это корпус заслонки! Справа изображен датчик положения заслонки, но такой позиции на этой иллюстрации нет - есть ссылка на другую иллюстрацию - при нажатии автоматически переходите на схему с расположением датчиков - их номера на той схеме. 22210-62220 - номер детали с круиз-контролем, 22210-622230 - без круиза. Если нужен не корпус, а деталь в сборе - нажимаем первую позицию в списке - 22030

Далее будут просто скрины каталогов с комментариями.

БМВ

Далее все достаточно просто и понятно - есть доп. инфо в виде размера резьбы и прочих параметров. Схемы более четкие и понятные.
Далее все достаточно просто и понятно - есть доп. инфо в виде размера резьбы и прочих параметров. Схемы более четкие и понятные.

Дэу и Китайцы

Каталог как таковой больше представляет отсканированный бумажный ПДФ
Каталог как таковой больше представляет отсканированный бумажный ПДФ

Каталог ДЭУ и Китайцев как таковые больше представляют отсканированные бумажные ПДФы. ВИН номера в них - штука бесполезная напрочь. В ДЭУ - как в автовазе - нужно просто знать какая деталь в какой год устанавливалась... С Китайцами все еще сложнее. Тут необходимо особое внимание - 7 раз отмерь - один купи. Особенно по части трансмиссий, сцеплений и приводов. Самый лучший вариант - разобрать деталь, померить и только потом искать, сверяя характеристики.

Шевроле - Корейские. Алгоритм работы похож на работу с ДЭУ и Китайцами. Обычно имеют два вина в СТС - корейский и русский. По вину в каталогах находятся редко - надо знать что и когда ставилось, и быть внимательным в подборе. Спасает положение, как и в случае с ДЭУ, тот факт, что все они построены на шасси и агрегатной базе Опелей.

Корейцы - каталоги простые, информативные, похожи на японские. проблем обычно не доставляют. Номера запчастей Киа и Хундай - одни и те-же... Все достаточно просто

Рено - бьется по ВИН не всегда, для логана и некоторых других моделей ВИНа мало - нужны буквы с алюминиевой таблички под капотом. Ну и в общем, как все французское - достаточно своеобразное и странное.

АУДИ и весь концерн ВАГ

-18

В каталоге выдает иллюстрации сразу на все моторы, и трансмиссии. Помимо того, что нужно найти нужную иллюстрацию, так еще приходится выбирать из нескольких по индексу мотора.

Мерседес

-19

Отличие в том, что разделы с трансмиссией и двигателем вынесены справа. Довольно кривой перевод, запутанное меню - нужно привыкнуть.

-20

Еще одна особенность - большое кол-во номеров на одну деталь - справа информация с трехзначными кодами, желательно перед поиском дублировать в новом окне главную страницу с комплектацией, для сравнения кодов комплектации и выбора детали.

Думаю, на этом закончу вторую часть!

Надеюсь для некоторых из Вас данный и следующие посты будут полезны. Критику пожелания и ВАШИ ВОПРОСЫ принимаю в комментариях. А в следующих постах мы:

  • Рассмотрим производителей запасных частей
  • Разберемся с вопросами возврата/претензии/гарантий/контрафакта
  • Отдельную статью посвятим Б/У запасным частям - рассмотрим игроков рынка, целесообразность приобретения деталей с разборки.

До скорого! Подписывайтесь, если интересно!

Авто
5,66 млн интересуются