Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

О вере, маме и педагогике

– Николай Максимович, у вас на рабочем столе в Академии очень много икон. Вы верующий человек?

– Вы знаете, меня вырастили няня и мама – очень верующие люди, очень. Они меня приучили. Я человек не все соблюдающий, но я в этом вырос и какие-то вещи знаю точно, что они происходят. Ну а дальше уже «по вере вашей да будет вам».

– Практически во всех ваших интервью, которые я читала и смотрела, вижу, что вы как будто все время ведете диалог с мамой.

– Ну нет, не сказал бы. Вы знаете, я с ней очень мало общался и мне, может быть, этого не хватает во взрослом состоянии, потому что в детском она мне была не нужна. Она была, но она мне была не нужна.

– Ну это нормально, так у детей всегда бывает.

– А потом мне захотелось ей задать вопросы, просто поболтать с ней насчет всего. Ведь я стал педагогом  в какой-то момент, уже в Большом театре, а моя мама была великим педагогом, не то что она Макаренко, но то, как она умела в «идиотов» вдолбить материал не повышая голоса... Это не я, у меня сразу эмоции, сабля наголо и я бегу ей размахивая. Мама в 850-й раз повторяла закон Ома, спокойно, и я все время на нее смотрел и думал: «Как?». 

Я очень часто вспоминаю то, как она меня обманывала, якобы не присутствуя в моей жизни, а на самом деле контролировала все так, что когда я уже по прошествии десяти лет после ее смерти стал понимать, что силки-то были везде расставлены: «Так это не я додумался, а она меня подвела к этой мысли», понимая мой противный характер и то, что если она выйдет на прямой диалог, то это сразу будут «нет». А на самом деле она уже все срежиссировала, а я все сделал. 

Я так часто к этому возвращаюсь, потому что у меня есть такие ученики, которым если ты скажешь напрямую, то они не сделают, а мне надо, чтобы они в этом возрасте получили нужную информацию. Я с ними тоже начинаю издалека. Но мама была виртуоз, а мне бы хотелось технику выяснить.

Она для меня пример в этом. Хотя во многих вещах я ее не поддерживаю и никогда бы не поддержал.

– А что бы вы ей сейчас рассказали о планах, если бы была такая возможность?

– Да она бы сама все рассказала, она же гадала гениально. Она бы на меня посмотрела и сказала: «Туда не ходи, туда ходи, это сделай», вот еще то, что было мне интересно.