Найти тему

Жрецы, партизаны, чудеса. Греки живут на территории Узбекистана уже две с половиной тысячи лет

Представители греческой общины Узбекистана. Фото Алины Тарабариновой
Представители греческой общины Узбекистана. Фото Алины Тарабариновой

«Фергана» продолжает рассказ о многочисленных этнических меньшинствах, населяющих Узбекистан. Первая статья — о жизни узбекских корейцев — опубликована здесь. А сегодня речь пойдет о греках. И о своем знакомстве с ними снова рассказывает фотограф из Санкт-Петербурга Алина Тарабаринова.

***

Греческая диаспора в Узбекистане...

Звучит сюрреалистично, особенно если не знаешь истории. Каждая встреча с узбекским греком — в Ташкенте, Чирчике или в Денау — была для меня открытием. Какие сюжеты, дороги, скитания, потери, какие судьбы! Какие сильные и волевые характеры у героев, прошедших путь от Греции до Узбекистана и оказавшихся в вынужденной эмиграции, которая началась в конце сороковых годов прошлого века... Война, приюты, детдома, смерти, ожидания, мечты — все это было в их жизни, было наяву, а не во сне.

Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой

Неблагонадежные народы

Первые греки появились на территории современного Узбекистана еще во времена походов Александра Македонского (согласно «Этническому атласу Узбекистана», первыми греками на этой территории стали жрецы Аполлона — бронхиды, переселенные сюда еще в V веке до нашей эры; при Александре Македонском началось уже массовое переселение греков. — Прим. «Ферганы»). В XIX веке греки проникали сюда вместе с русскими переселенцами. Однако настоящая диаспора сформировалась тут только в советские времена. В 1944-45 годах греков вместе с другими «неблагонадежными» народами Крыма — татарами, немцами, болгарами — начали депортировать на Урал, в Сибирь и в Центральную Азию. В конце сороковых вслед за крымскими греками в азиатские степи отправили и остальных «понтийцев» — из Грузии, Ростовской области, Кубани.

Однако собственно в Узбекистан греки начали массово прибывать после того, как коммунисты потерпели поражение в гражданской войне в Греции в 1949 году. Приезжали греки из числа так называемых «партизан» — среди них были те, кто еще с начала Второй мировой войны сражался и с итальянскими фашистами, и с немцами.

Поначалу в страны соцлагеря были отправлены дети «партизан». Позже советские власти организовали вывоз самих бойцов через Албанию в Одессу, откуда их поездами отправляли в Ташкент. Всего таких политэмигрантов оказалось около 12 тысяч. Однако в середине 1950-х к ним из детдомов Чехословакии, Польши, Румынии привезли греческих детей.

Тайный код

К началу 1960-х в Узбекистане проживало уже больше 20 тысяч греков. Жили они по большей части обособленно — в так называемых «греческих городках», которых в одном Ташкенте было несколько (согласно «Этническому атласу Узбекистана», всего в Ташкенте, Чирчике и Янгиюле было создано 14 «греческих городков». — Прим. «Ферганы»). После падения греческого режима «черных полковников» в 1974 году и особенно после распада СССР в 1991-м многие предпочли уехать — кто на историческую родину, кто в Россию. Тем не менее греки в Узбекистане живут и сегодня.

Ташкент. Андонис Марудис, 1940 года рождения. Когда я пришла к Андонису домой, я увидела множество микросхем и каких-то невероятных приборов. Андонис следит за всеми новостями мира и записывает информацию на кассеты
Фото Алины Тарабариновой
Ташкент. Андонис Марудис, 1940 года рождения. Когда я пришла к Андонису домой, я увидела множество микросхем и каких-то невероятных приборов. Андонис следит за всеми новостями мира и записывает информацию на кассеты Фото Алины Тарабариновой
Ташкент. Костас Стратоглу, 1927 г/р. Костаса мы нашли случайно, просто приехав в греческий городок. Мы были очень счатсливы друг друга видеть и общаться. Он многое помнит
Фото Алины Тарабариновой
Ташкент. Костас Стратоглу, 1927 г/р. Костаса мы нашли случайно, просто приехав в греческий городок. Мы были очень счатсливы друг друга видеть и общаться. Он многое помнит Фото Алины Тарабариновой
Чирчик. Саркис Аванесович, 1950 г/р. Саркис вышел на детскую площадку возле своего дома и был немногословен
Фото Алины Тарабариновой
Чирчик. Саркис Аванесович, 1950 г/р. Саркис вышел на детскую площадку возле своего дома и был немногословен Фото Алины Тарабариновой
Ташкент. Тимур Измаилов, 1988 г/р. Тимур - партизан. Он поразил меня своей партизанской формой, потом великолепным стихотворением - балладой собственного сочинения. Является активным участником по сохранению памяти о греках в Ташкенте
Фото Алины Тарабариновой
Ташкент. Тимур Измаилов, 1988 г/р. Тимур - партизан. Он поразил меня своей партизанской формой, потом великолепным стихотворением - балладой собственного сочинения. Является активным участником по сохранению памяти о греках в Ташкенте Фото Алины Тарабариновой
Димитрис Моналопулос, 1924 г/р. К Димитрису мы приехали в Чирчик. Это был трогательная и запоминающаяся встреча
Фото Алины Тарабариновой
Димитрис Моналопулос, 1924 г/р. К Димитрису мы приехали в Чирчик. Это был трогательная и запоминающаяся встреча Фото Алины Тарабариновой
Александра Бакланова, 1953 г/р. Ташкент. Александра - одна из немногих, кто проживает в греческом городке в Ташкенте. Метакса, как и положено, есть
Фото Алины Тарабариновой
Александра Бакланова, 1953 г/р. Ташкент. Александра - одна из немногих, кто проживает в греческом городке в Ташкенте. Метакса, как и положено, есть Фото Алины Тарабариновой
Георгис Михайлидис, 1940 г/р. Ташкент. Георгис - проводник в мифы древней Греции. Очень вкусно готовит и интересно рассказывает о своих приключениях
Фото Алины Тарабариновой
Георгис Михайлидис, 1940 г/р. Ташкент. Георгис - проводник в мифы древней Греции. Очень вкусно готовит и интересно рассказывает о своих приключениях Фото Алины Тарабариновой
Янис Панаетович, 1944 г/р. Ташкент. Янис - тонкий художник. В его мастерской потрясающий свет и картины. А дома - очень вкусные блины и прекрасная жена
Фото Алины Тарабариновой
Янис Панаетович, 1944 г/р. Ташкент. Янис - тонкий художник. В его мастерской потрясающий свет и картины. А дома - очень вкусные блины и прекрасная жена Фото Алины Тарабариновой

Что можно сказать о них в нескольких словах?

Греки шумные, разговорчивые, открытые, улыбчивые, музыкальные.

Греки в Узбекистане — гостеприимные.

Кофе и вино, вино и кофе — неизменный атрибут их встреч.

Греческих городков здесь почти не осталось, греческий язык — как тайный код.

Место встречи — Ташкентское городское общество греческой культуры. Здесь встречаются те, кому небезразлична память.

Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой

Нам удалось пообщаться с оставшимися в Ташкенте детьми политэмигрантов и греками-понтийцами — спасибо за помощь Катерине Николау. Как это было, можно узнать, посмотрев наш документальный фильм.

Храм и его прихожане

А потом был Денау — город в Сурхандарьинской области Узбекистана. В основном здесь проживают таджики и узбеки. Сам город шумный и голодный, немного похож на Дели в Индии — и даже рикши имеются.

Тем невероятней впечатление от православного храма Покрова Пресвятой Богородицы, который греки строят в самом центре города. Вокруг аптеки, аптеки, аптеки, сигналят машины, кричат дети, все бегут куда-то сломя голову... Но стоит зайти в ворота храма — и тебя настигает тишина. И, кажется, замирает само время.

Настоятель храма — Леонид Химониди. Его сын Григорий участвует в жизни прихода, помогает отцу. Приход этот сегодня пока немногочисленный. Было даже такое, что на праздничную службу в Вербное воскресенье никто из прихожан так и не явился. По традиции, в этот день храм украшают цветами, которые приносят люди (в России в этот день обычно несут ветки вербы. — Прим. «Ферганы»). И вот идет служба, отец Леонид со своим помощником читают молитву, и наступает момент, когда нужно освящать цветы. А цветов-то и нет, не принесли! Но вдруг взгляд настоятеля падает на потолочную балку, и он видит, что на ней возникли ростки. Чудо? Пожалуй, что и так. Позже люди даже специально приезжали издалека — смотрели, трогали, даже на вкус пробовали чудесные ростки.

Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой
Фото Алины Тарабариновой

Когда наконец храм будет достроен, это станет настоящим праздником. Потому что греки — это православная вера. И потому что храм этот нужен людям.

PS: Пока материал готовился к публикации, скончался (погиб в ДТП в Ташкенте) один из героев нашей истории — Андонис Марудис. Редакция «Ферганы» приносит свои соболезнования родным и близким покойного.

Алина Тарабаринова

https://fergana.agency/photos/108255/