Найти в Дзене
Плёнки и винил

«Ангелы ада» и «Садисты сатаны»: десятилетие байкерских фильмов

Оглавление

История брутального жанра кинематографа прошлого

Парни в чёрной коже, оседлавшие своих ревущих скакунов, одним своим видом наводили ужас на добропорядочных американцев второй половины 60-х – начала 70-х. Это период подарил зрителям череду зрелищных фильмов на тему байкеров, куда входили и такие ценные в художественном отношении работы, как «Беспечный ездок», и такая беспомощная любительщина, как забытый «Джей Си» (в каждом кадре которого торчали микрофоны невнимательного звукооператора).

Истоки

Фильмы о байкерах снимались ещё с 30-х годов, а в 50-х даже пережили определённый подъём, когда было выпущено несколько лент на волне успеха «Дикаря» с Брандо в главной роли. Но потом, казалось, эта тема сошла на нет.

Байкерское движение родилось после Второй мировой войны. Американские летчики, привыкшие к риску и не нашедшие себя в мирной жизни, сменили самолеты на мотоциклы. Они стали объединяться в клубы (motorcycle club, сокращенно MC) и называли их именами своих эскадрилий. Одна из эскадрилий носила имя «Ангелы ада», и в дальнейшем оно стало названием одного из самых крупных и известных в мире мотоклубов. Клубы представляли собой организации с уставами, членскими взносами, традициями и иерархией. Для байкера его клуб – семья, зачастую более важная и родная, чем кровная. Члены клуба объединены общим духом, мировоззрением, а зачастую и участием в преступлениях. Подобная деятельность, нередко сопровождаемая драками и даже смертями, вырабатывала в членах MC как стойкое презрение к законам, так и подчеркнутую агрессивность и неприятие обывательской «правильной жизни».

Хантер Томпсон

В середине 60-х движение уже практически исчезло, когда о нём вновь напомнили сводки криминальной хроники, рассказывавшие об эксцессах и насилии со стороны байкеров. В мае 1965 года статья «Мотоциклетные банды: неудачники и аутсайдеры», ставшая главным материалом номера «Нейшн», сделала её автора, начинающего репортёра Хантера Томпсона, знаменитым, после неё он получил предложение написать о байкерах книгу. Для этого Томпсон установил тесный контакт с представителями достаточно закрытого сообщества и провел с ними год. Погружение в байкерскую среду и многочасовые беседы с героями помогли Томпсону представить в книге их философию, привычки, сленг, символику разных групп. Правоохранительные органы, в отличие от него, не обладали подобной информацией.

Селфи Томпсона периода написания книги
Селфи Томпсона периода написания книги
Томпсон рассматривает мотоциклистов как национальный тип, корни которого уходят в «американскую мечту». Формы социального мятежа им подсказали такие фильмы, как «Дикарь» с Марлоном Брандо (1953) и «Дикая поездка» с Джеком Николсоном (1960), внешний вид – картина «Восход скорпиона» (1964) авангардиста Кеннета Энгера, известного своим увлечением черной магией.
«Ангелы ада» сами шли на поводу своего имиджа, сознательно эксплуатируя перед камерами репортеров табуированные модели поведения, открыто демонстрируя нацистскую эмблематику, садизм, наркоманию или однополые отношения. Благодаря обыгрыванию всех глубоко запрятанных в подсознание обывателя страхов байкеры гарантированно притягивали к себе внимание медиа. Сами «Ангелы ада» признали, что Томпсон стал единственным журналистом, который написал о них правдивую книгу.

«Мотопсих»

Одновременно с этим скандальный режиссёр Расс Мейер выпускает фильм «Мотопсих» (1965), предваряющий грядущий бум байкерских фильмов. Главным отрицательным героем был сделан обезумевший ветеран Вьетнамской войны, разъезжающий на своём мотоцикле и творящий бесчинства.

Участники вьетнамского конфликта будут частыми персонажами подобных фильмов, например, этой теме будут целиком посвящены  «Ангелы Вьетнама» 1970 года. Тем самым Мейер очень рано отразил переживание поствьетнамского синдрома американским обществом 60-х.
Участники вьетнамского конфликта будут частыми персонажами подобных фильмов, например, этой теме будут целиком посвящены «Ангелы Вьетнама» 1970 года. Тем самым Мейер очень рано отразил переживание поствьетнамского синдрома американским обществом 60-х.

«Дикие ангелы»

Однако воистину первым фильмом, в основу которого были положены реальные идеи и образ жизни «Ангелов ада» стал «Дикие ангелы»
(1966) Роджера Кормана, всегда чутко улавливавшего запрос зрителей на волнующие темы. Вышедший практически одновременно с книгой Хантера Томпсона, он откровенно эксплуатировал интерес публики к анархизму, насилию и распущенности байкеров.

Фильм открывал  Венецианский кинофестиваль 1966 года, а в планах у Кормана  было даже создание рок-группы с названием «Дикие ангелы» для съемок целой серии картин.
Фильм открывал Венецианский кинофестиваль 1966 года, а в планах у Кормана было даже создание рок-группы с названием «Дикие ангелы» для съемок целой серии картин.

Здесь начинается тот ряд фильмов, которые можно относить к категории bikersploitation (от английских слов, означающих «мотоциклист» и «эксплуатация»).

Расцвет

Вслед за успехом «Диких ангелов» на свет стали появляться многочисленные подобные боевики: «Прирожденные неудачники» (1967), «Дьявольские ангелы» (1967), «Ангелы ада на колесах» (1967), «Слава Стомперов» (1967), «Дикая семерка» (1968), «Дьяволицы на колесах» (1968) и десятки других. Режиссеры, создававшие эти боевики, не могли следовать канонам Голливуда по причинам недостаточного бюджета, поэтому некоторые из них выглядели новаторскими по сравнению с основной массой тогдашней официальной кинопродукции.

Именно в рамках этого субжанра был создан фильм «Беспечный ездок» (1969), который открыл золотой век Голливуда, обогатил язык кино новаторскими приемами, привел в студии независимых режиссеров, вернувших молодых зрителей к киноискусству, и превратился в символ «нового американского кинематографа».
-4

Интересно, что при всей активности, которую проявляют герои на экране (почти непрерывные драки, погони, эротические приключения, вечеринки с танцами), пересказать сюжет чаще всего представляется затруднительным: он весь распадается на отдельные эксцессы, связанные лишь мотивом поездки, чаще всего тоже бесцельной. Жажда мести – практически единственный двигатель событий.

Эти фильмы возрождали идеологию вестернов с присущей им мифологией фронтира. Среда «Ангелов ада» была подобна Дикому западу, в анархии и беззаконии которого путем самоорганизации ковались принципы американской демократии. Отсюда наряду с отталкивающими сценами гипертрофированного насилия нотки симпатии к образу жизни байкеров, восхищение их философией абсолютной свободы.

Что дальше

Чем дальше, тем более рискованными становились темы, поднимавшиеся в байкерских фильмах: садизм, чёрная магия, промискуитет, нацизм...

Фильм «Садисты сатаны» 1969-го почти все полтора часа экранного времени демонстрировал самое отталкивающее насилие, в чём-то предваряя знаменитый «Заводной апельсин».

«Садисты сатаны» – дешёвый и жестокий фильм
«Садисты сатаны» – дешёвый и жестокий фильм

Или вот созданная уже ближе к закату жанра картина «Психомания» (1973).

В центре сюжета история банды байкеров «Живые мертвецы», главарь которой по имени Том узнает о существовании обрядов, возвращающих мертвых к жизни, при этом воскресшие становятся бессмертными. Он первым успешно пробует на себе эту методику. Дальше он живет обычной жизнью, ничем не отличаясь от окружающих, только неуязвимый для врагов. По его примеру участники банды поканчивают с собой разными способами, что напрочь сбивает с толку взявшихся за расследование полицейских. Только девушке Тома, принявшей пригоршню снотворных таблеток, не удается умереть. Она и пытается донести до полиции правду об этом деле. Тем временем воскресшие хулиганы исключительно ради острых ощущений громят магазины, убивают, безобразничают на дорогах... И уже строят планы революции, намереваясь провести ломку всей социальной системы.
-6

Считается, что году к 1974-му течение себя исчерпало. Последним его удачным представителем называют австралийский «Стоун».

Десятилетие байкерского кино в 10 картинах

Выходит, это явление существовало всего 10 лет. Вот примерный список, что можно посмотреть, чтобы разобраться в нём, по одному фильму на каждый год:

1) Motor Psycho («Мотопсихи»). США. 1965.

2) The Wild Angels («Дикие ангелы»). США. 1966.

3) The Glory Stompers («Слава Стомперов») США. 1967.

4) The Savage Seven («Дикая семерка»). США. 1968.

5) Hell’s Angels ’69 («Ангелы ада ’69»). США. 1969.

6) Angels Die Hard! («Ангелы умирают трудно»). США. 1970.

7) Angels Hard As They Come («Ангелов круче не бывает»). США. 1971.

8) Angels Wild Women («Ангельские личики»). США. 1972.

9) Psychomania («Психомания»). США. 1973.

10) Stone («Стоун»). Австралия. 1974.

Читать также:

Про «кислотные вестерны»

Про жанр «пляжного кино»

Про фантастику и хорроры с нацистами

Про демонические книги

Книги про основателей мистических культов

Странные фильмы о путешествиях во времени