Голос - это великолепный инструмент, данный нам от природы. Возможности у него поистине безграничные! Но это в потенциале, а как быть, если мы поняли, что наш голос звучит как-то не очень?
Да, надо изучить, как он "работает". Голос - это целый оркестр, и мы как дирижеры должны понимать, какие инструменты в него входят: и громкость, и тембр, и темпоритм, и мелодический рисунок, и артикуляция, и полетность, и логические акценты, и паузы... И научиться работать с каждым по отдельности. А дальше?
А дальше вариантов всего два.
- Первый: во время выступления пытаться всё это держать в сознании и принудительно управлять каждым "инструментом". Просчитывать на ходу, что у меня как звучит, как и куда подается, нужная ли доза выразительности сейчас дана моим слушателям... Но получится как с сороконожкой, которая пыталась контролировать каждую ногу, запуталась в них и не смогла ходить.
(Хотя я немножко лукавлю: при большом опыте выступлений, когда другие факторы уже будут действовать автоматически, вы будете всё или почти всё это контролировать. Но не раньше.)
- Второй и единственно возможный: идти от того образа, который вы хотите создать. Вы представляете себе, что именно хотите передать, вживаетесь в это состояние, а дальше дело за мозгом: этот изощренный аппарат, этот "центр управления полетом" сам начинает выстраивать не только голос, но и позу, мимику, жесты, артикуляцию...
Попробуйте произнести одну и ту же фразу, настраивая себя по-разному: с нежностью, агрессивно, обиженно, энергично и по-деловому и т. д. Запишите на видео и посмотрите: вы увидите, что даже когда вы никак специально не продумываете работу своего тела, оно, как послушный исполнитель, подстраивается под команду мозга.
Поэтому, чтобы управлять всем своим инструментарием, включая голос, надо учиться:
- Осознавать, что именно вы хотите передать. Выделять главную мысль/идею или состояние/эмоцию.
- Работать с воображением. Учиться представлять себе образы, вживаться в них.
- Управлять своими выразительными средствами - голосом, мимикой, артикуляцией, жестикуляцией, интонациями и пр. Тренировать их, чтобы в нужный момент они сработали как надо.
Но самое важное - не пытаться разложить ваше речевое поведение на молекулы, а передавать ГЛАВНОЕ.