Выход на широкие экраны новой ленты российско-сербского производства «Балканский рубеж» о боях за аэропорт под Приштиной стал своеобразным глотком воздуха для отечественного кинематографа, который уже долгие годы находится в глубокой яме, выбираясь оттуда время от времени. «Движение вверх», «Салют-7», «Время первых», «Легенда 17» - яркое тому подтверждение.
Фильмы на военную тематику всегда пользовались огромным спросом у зрителя, это факт. «28 панфиловцев», «Битва за Севастополь», ремейк «А зори здесь тихие», «Собибор», «Т-34» - список военных новинок последних лет, среди которых были как удачные работы, так и не очень, можно продолжать до бесконечности. И если сегодня фильмы о ВОВ воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, то о войне в Югославии попросту предпочитают не говорить, либо делать это «по-тихому».
Именно поэтому «Балканскому рубежу» суждено было открыть новую страницу в истории военных фильмов, тем более, что события конца прошлого века поделили Россию на «до» и «после»: «до» войны в Югославии запад в лице Америки был опасным соседом, но таким, к которому общество невольно тянулось. После же событий в Косово ни о каком западном партнёрстве и «великих европейских ценностях» не могло быть и речи.
Постоянная игра на эмоциях, сменяющаяся горькой правдой – лейтмотив «Балканского рубежа».
Наконец-то, наконец-то в России сняли качественный, правильный во всех смыслах и отношениях высокопатриотический военный боевик, который действительно стоит потраченного на просмотр времени. Сюжет фильма на протяжении двух с половиной часов держит зрителя в постоянном напряжении и немом шоке от происходящего – чего только стоит взрыв роддома в начале фильма бойня у автобуса (это вам не подростковая потасовка крымчан с правосеками под Черкассами из фильма «Крым») или жестокое убийство священника.
«Балканский рубеж» - достойнейший ответ Западу в лице Америки с точки зрения пропаганды в киноиндустрии. Сегодня почти в каждом американском фильме (будь то «Пёрл Харбор», «День независимости», «Рождённый 4 июля» или «Патриот») буквально во всём (ненавязчиво висящих флагах на улице и фразах героев) видна линия «Америка – великая держава, которая по праву должна править миром, а Россия – плохая и недостойная этого». Долгое время она молчала, терпела, снимала дежурно-аккуратные патриотичные фильмы, но не давала отпор. Злилась? Нет. Она сосредотачивалась, копила силы чтобы выплеснуть их в «Балканском рубеже», где идеологическая линия «русские своих не бросают, даже в последний момент» наряду с «Там, где Россия, царит мир» плавно проходит через весь фильм, въедаясь зрителю под корку.
На этот раз, в отличие от всех предыдущих попыток, в фильме показана правда. Жестокая, режущая глаз и бесцеремонная, показывающая, кто в этом конфликте - истинное зло. И хотя врага видно издали, авторы фильма, отбросив всякого рода политкорректность, не поскупились на жестокость, садизм и маниакальный фанатизм. Предатели и настоящие герои есть по обе стороны фронта, и «положительный» албанец, сражающийся на стороне русских – яркое тому доказательство, ведь русский – это не национальная принадлежность, цвет кожи или религия. Русский – это состояние души, то что заставляет её трепетать при виде колонны русской техники, входящей в Косово.
Скептикам, обвиняющим отечественный кинематограф в недостаточной достоверности и в том, что «снаряды летают иначе», хочется посоветовать несколько вещей. Во-первых, взять и собственноручно снять какую-то ленту, а ещё не забывать, что художественное кино, в отличие от документального, делает ставку на эмоции зрителя, а не на стопроцентную историческую достоверность. Тем, кто охотится именно за ней – прямой путь в архивы и библиотеки.
А всем остальным русским людям, жителям Донбасса и простым украинцам, потерявшим надежду на лучшее – дождаться долгожданного: «Мы - русские. Всё закончилось», ведь русские ещё ни разу никого не предавали.