О правовых основах регистрации религиозных организаций в Европе
Статус религиозной организации в правовом отношении очень специфический и требует четкого механизма урегулирования.
Государственно-конфессиональные отношения в странах Европейского союза базируются на двухуровневой системе:
1. Ключевым понятием первого уровня является свобода. Многие религиозные общины — от больших до маленьких, от традиционных до тех, которые мы можем отнести к новым религиозным движения, — все они могут заниматься религиозной деятельностью без какой-либо регистрации и специального контроля со стороны государства. Эти права и свободы относятся ко всем религиозным группами и включают, например, право на место для совершения богослужений, право на обучение своих последователей, право на получение материальной помощи от них, право на выбор и обучение служителей, и многое другое. Все, кто проживает в странах Европы могут пользоваться этими правами как частью комплекса прав в области религиозной свободы и свободы религиозных объединений.
2. Ключевыми понятиями второго уровня являются: сотрудничество и контроль. Если религиозная группа хочет получать какого-либо рода помощь от государства или сотрудничать с ним в каких бы то ни было отраслях, ей необходимо пройти процедуру государственной регистрации. Другими словами, право преподавать религию в общеобразовательных школах, право получения налоговых льгот, право на доступ к средствам массовой информации не гарантируется всем религиозным группам, но только тем религиозным группам, которые были соответствующим образом признаны со стороны государства.
Итак, когда религиозная группа намерена получать помощь от государства и сотрудничать с ним, может быть выставлено требование об особом типе юридического лица, которое включает в себя ряд специфических условий и повышенное внимание со стороны государства...
Как зарегистрировать свою религиозную организацию?
Первое условие, которое выдвигается государством, это, собственно, то, что организация должна быть религиозной. Это, наверное, самый сложный момент для законодательства. В каких-то случаях исходят из принципа очевидности, в каких-то-прибегают к помощи экспертов.
Далее, для этапа перехода со ступени религиозная группа к ступени религиозная организация необходимо соответствовать еще ряду требований. Причём здесь нет единого европейского стандарта. Многие правовые системы выдвигают дополнительные требования, например:
- минимальное количество членов объединения,
- минимальное количество лет, на протяжении которых данное объединение должно находиться на территории государства,
- минимальное количество местных общин, принадлежащих к данной религиозной группе,
- некоторые финансовые гарантии,
- и многое другое.
Иногда эти требования жестко установлены, иногда они формулируются на ходу с большей или меньшей степенью воздержания от оценки государственными институтами.
Далее религиозные организации могут быть разделены на дополнительные виды и подвиды, образуя очень специфическую для каждой страны архитектуру религиозно-организационных категорий.
Так, в Финляндии можно выделить три различных типа юридического лица, а именно: Евангелическая Лютеранская Церковь, Православная Церковь Финляндии и зарегистрированные религиозные ассоциации.
В Италии около 30 религиозных групп, которые имеют статус признанных религиозных ассоциаций, согласно закону 1929 года, и 6 объединений, которые находятся в согласии с государством и Римско-католической церковью, чья правовая позиция определена через конкордат.
В Германии существует 5 различных категорий религиозных организаций (религиозные группы признанные со стороны налоговых органов, религиозные субъекты без разрешения или признания, разрешенные религиозные организации, признанные религиозные организации, официальная Церковь).
В Чешской Республике существует два возможных типа религиозных объединений с юридическим статусом: зарегистрированные религиозные объединения и зарегистрированные религиозные организации с особыми правами.
А в Португалии религиозные объединения разделяются на: неорганизованные группы, закрытые общества, религиозные общества (это зарегистрированные религиозные организации), религиозные объединения, имеющие статус постоянных в стране.
О правовых основах регистрации религиозных организаций в России
В общем и целом, в мире достаточно позитивных примеров того, как можно решать задачу взаимодействия религиозных объединений и государства на всех его возможных уровнях, не обращаясь к политически ангажированной религиоведческой экспертизе и сектоведам.
Однако, в России, чтобы зарегистрировать религиозную организацию, нужно пройти процедуру государственной религиоведческой экспертизы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации, государственная религиоведческая экспертиза включает проверку достоверности сведений относительно основ вероучения и соответствующей ему практики регистрируемой религиозной организации.
В странах, которые унаследовали от Советского Союза схожую правовую, экономическую и отчасти политическую систему, что и Российская Федерация, также существуют нормативно-правовые акты, регулирующие сферу экспертной деятельности в области религии.
Так, например, закон «О свободе совести и религиозных организациях» Украины подразумевает обращение к экспертам в случае регистрации религиозной организации, но это не носит обязательного характера:
«… В необходимых случаях орган, который осуществляет регистрацию уставов (положений) религиозных организаций, может потребовать заключение местной государственной администрации, исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, а также специалистов».
Одноимённый закон республики Беларусь гласит, что по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, осуществляемой в случаях, установленных настоящим Законом, религиозной организации может быть отказано в регистрации.
Кстати, по итогам именно такой экспертизы закрыли религиозную организацию Свидетелей Иеговы (организация запрещена на территории Российской Федерации), признав её экстремистской, хотя можно было просто признать её коммерческой, а не религиозной...