Найти тему
ШКОЛА - ДОМА

За что жрецы «обиделись» на «Царя четырех сторон света»?.

Мало завоевать «мир», важно удержать власть над «миром». Нарамсин прекрасно это понимал и, всячески старался эту самую, свою власть, не только укреплять, но и расширять.

Новый титул Нарамсина…

В первую очередь царь Аккада проводит «идеологическую» реформу своей власти. Он полностью отказывается от традиционных шумерских титулов правителей государств Месопотамии и, как великий завоеватель, значительно расширивший границы аккадского государства, принимает совершенно новый титул – «Царь четырех сторон света». Что, в общем, было достаточно справедливо, так как государство Нарамсина на тот момент, стало самым большим на территории не только Месопотамии, но и всего, известного тогда, мира.

Бог в лице царя…

Но, это было не все, что изменил в системе властных функций царя Нарамсин. Самое, пожалуй, важное было то, что властитель Аккада ввел так называемый «прижизненный культ» царя. То есть, царь с этого момента перестал быть хоть и знатным, но все же человеком, а стал «воплощенным богом» на Земле. Даже именоваться Нарамсин стал не просто царем, а «богом Аккада». Естественно и почести в отношении него сменились с царских на «божественные». Но, самое важное, что впоследствии сыграло отрицательную роль в жизни Нарамсина, это то, что его «божественная» суть ставила в подчиненное царю положение жречество Аккада. Даже верховный жрец самого главного, на тот момент, бога Месопотамии Энлиля, становился «подчиненным» бога-царя и, именовался отныне рабом этого царя. Что, естественно, не могло положительно сказаться на дальнейшей жизни и деятельности Нарамсина. Жречество оказалось «кровно» обиженным и, царь потерял поддержку самой влиятельной части населения своего государства.

-2

Голод по «вине царя»?

Жречество традиционных шумерских (и аккадских) богов настолько сильно «обиделось» на царя Нарамсина, что всячески старалось, при любой возможности, очернить «столь заносчивого царя». Видимо власть Нарамсина была действительно достаточно сильной, если жрецы не использовали «традиционных» методов «воздействия» (тайное убийство, казнь, «замена» неугодного» царя другим, более покладистым). Нарамсина стали «подавать» для широких масс населения как злодея, приписывая ему «страшные» поступки. Например, жрецы города Ниппур обвинили царя в осквернении главного святилища бога Энлиля, за что, по «версии» жречества, и сам царь и город Аккад был проклят богами, после чего в стране начались «неприятности», как, то засуха, голод, болезни… Даже разрушение системы ирригации, приведшее к очередному «голодному году», приписали Нарамсину, хотя, это явно было делом рук самих жрецов…

Как бы то ни было Нарамсин царствовал еще достаточно долго, почти до 2200 г. до н. э., а после его смерти царем стал его внук Шаркалишарри. Царствование его началось в тех же самых условиях, что и у его деда, страну сотрясали восстания, но, это уже тема другой статьи.

Благодарю вас за внимание, дорогие друзья!

До новых встреч!