Вчера нашему продюсеру позвонил представитель нового клиента и говорит: «Я тут посмотрела ваши идеи. Вы не должны ничего придумывать, выбирать и фантазировать. Вы будете делать то, что я скажу, от «а» до «я». Вам за это платят деньги».
Она ещё при этом решила активно повысить голос. Стоит ли говорить, что заказчица со своим проектом была выслана в ту же секунду. И аванс вернули, наш бухгалтер быстр.
Мы не делаем работу беспрекословно от «а» до «я» по вашему вкусу. Мы вам не продаём «мясо» в виде рук людей, которые нажимают на кнопки и реализуют ваши фантазии. Мы решаем ваши задачи с помощью своего опыта и собственного взгляда на дизайн и режиссуру.
Как только представитель заказчика, который, конечно, когда-то работал на ТВ (=и всё знает) начинает рулить драматургией, дизайном, версткой, шрифтами, ритмом и пр. - проект начинает деформироваться и превращаться в скучную посредственность.
Конечно, заказчик знает свою компанию и задачу, и он нас направляет. Конечно, мы создаем пользу для него за его деньги. Конечно, если у заказчика есть вопросы или сомнения, мы их обсуждаем и решаем. Но он не лезет в наше мастерство. Мы не учим, как ему делать его работу, а он не учит нас, как нам делать нашу.
Это партнёрство с понятными границами. Именно так получаются самые невероятные проекты.
Люди, которые заказывают нашу работу, экстраполируют на нас свою корп.культуру и принципы общения. Если в их компании принято орать на людей, докапываться по любому поводу и за счёт этого самоутверждаться, то они считают, что так можно вести себя и с подрядчиками.
Как-то мне сказала по телефону заказчица: «Дмитрий, когда я буду вашим подрядчиком, тогда сможете поорать на меня, а пока давайте я». На мой комментарий, что неплохо бы не переходить черту и вообще не орать, она ответила, что искренне считает, что тогда ничего работать не будет.
Я считаю, что будет. 90% наших клиентов вменяемые товарищи. Часть из них - очень мудрые. С ними получаются самые качественные и смелые проекты. Мы их очень любим и дорожим нашими отношениями. Если наш культурный код и жизненные ценности не совпадают - мы предпочитаем отказаться от работы и общения с такими людьми. Всех денег не заработаешь, так хоть будешь общаться с единомышленниками.
Отношения заказчик-подрядчик - это не хозяин-раб, а партнёрство. Если с каждой стороны отношения честные и уважительные, то результат будет наилучший. А если появляются разногласия, то при взаимном уважении они решаются и делают проект лучше.