Когда Рената Литвинова защищала диплом на сценарном факультете ВГИКа, один экзаменатор, крайне рассерженный ее работой, спросил: «А вы вообще умеете говорить по-русски?» Прошло 20 лет, и неподражаемая авторская манера Литвиновой стала образцом немыслимой в нашу эпоху рафинированной утонченности – несколько шаржированной, ироничной – словом, постмодернистской, а потому современной.
Впрочем, ее трудно отнести к какому-либо времени – Литвинова не то гостья из прошлого, не то из будущего, однако явно «не отсюда». Но даже если окажется, что Рената – из других миров, то, надо сказать, неплохо прижилась в нашем пространстве. Имидж Ренаты Литвиновой возник не вдруг, он тщательно ею создавался.
Рената – неподражаема
Поэты «серебряного века», с которыми внешностью и устремлениями рифмуется Рената, мечтали жить так, чтобы сама их жизнь была подобна произведению искусства. Литвиновой удалось даже нечто большее – она сама по себе культурный феномен. В детстве Литвинова была «Шахерезадой» – умела потрясающе интересно рассказывать истории – как придуманные ею самой, так и чужие.
Она обожала кино – эту страсть ей привила мать. Алиса Михайловна – заядлая киноманка – постоянно водила дочку на разные «взрослые» фильмы, в которых маленькая Рената ничего не понимала. Мама покупала большой пакет с яблоками, и так, похрустывая фруктами, будущая звезда пристрастилась к десятой музе. Сразу после школы Рената поступила на сценарный факультет – с первого раза, что для абитуриентки без связей в кино было просто невероятно.
Сама Литвинова восприняла это как должное, так же, как несколько лет спустя, всеобщее восхищение было для нее чем-то само собой разумеющимся. Талантливой студенткой сразу заинтересовались весьма авторитетные в кино люди, среди которых были сценарист Евгений Габрилович и режиссер Сергей Соловьев. Соловьев в то время возглавлял творческое кинообъединение, и именно он запустил в производство первый самостоятельный сценарий Литвиновой «Нелюбовь». Успех этой картины, равно как и провал следующей – «Трактористы-2», в принципе, мало что менял в статусе Литвиновой.
Ненависть и зависть
Одни ее по-прежнему обожали, другие «эту манерную блондинку» просто ненавидели. Последние ни на секунду не допускали, что афористично-вычурная речь и «очень странная проза» Литвиновой – это отнюдь не манерничанье, а внутренняя ее сущность. Широкая же публика вообще не подозревала об ее существовании. Все изменилось, когда был опубликован ее дипломный сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» (тот самый, который вызвал негодование у части преподавательского состава).
Его прочла Кира Муратова, тогда уже бесспорный авторитет в мировом кино, и он ей очень понравился. Встретившись с Ренатой, Муратова окончательно убедилась в талантливости и неординарности молодой сценаристки. Из идеи сделать фильм по этому сценарию ничего не вышло, позже его реализовал другой режиссер.
Однако Муратова решила, что такой колоритной личности, как Литвинова, грех пропадать по ту сторону экрана, и придумала для нее роль медсестры в своем фильме «Увлечения». Рената, разумеется, согласилась, хотя позже признавалась, что до этой роли считала себя… уродкой. И это несмотря на восторги многочисленных поклонников! Надо сказать, что долгое время к актерской профессии Рената Литвинова относилась крайне пренебрежительно. Именно поэтому, будучи еще студенткой, она категорически отказалась от роли в фильме «Игла». Фотография взята из ресурса
Отклонила она и приглашения сниматься в фильмах Соловьева. Поскольку роль Литвиновой была дописана в уже готовый сценарий, Муратова задумалась: кто бы мог написать для столь эффектной и нетрадиционной героини соответствующие тексты. «Вот еще! – пожала плечами Литвинова, – зачем мне произносить чужие тексты, если я могу написать свои!» Так возникла уникальная ситуация – актриса фактически сама написала свою роль, не нарушая уже готовой концепции режиссера.
Восхитительные монологи медсестры о подруге Рите Готье, работающей в морге, стали не просто репликами в фильме, но и полноценным литературным произведением. Они настолько впечатлили Киру Муратову, что режиссер предложила Литвиновой написать несколько небольших сценариев для своего следующего фильма «Грустные истории», позже переименованного в «Три истории».
Странные фразы Ренаты Литвиновой
Из трех или четырех новелл Литвиновой вошла одна – «Офелия, безвинно утонувшая». Само собой, Рената исполнила в фильме заглавную роль. Фильм равно вызвал восторг одних и неприятие других. Пожалуй, это самая убийственная картина, снятая на территории бывшего СССР, и Рената Литвинова была ее стержнем. «Я не люблю мужчин, я не люблю женщин, я не люблю детей. Вообще, этой планете я бы поставила «ноль». Эта фраза, произносимая актрисой с присущей ей интонацией – сладким голосом с ироничной ледяной констатацией, – стала основой ее имиджа в богемных кругах.
Пока в России задумывались: не свидетельствуют ли «Три истории» о необходимости вновь ввести цензуру в кино, Берлинский кинофестиваль захлебывался от восторга. Но именно тогда Кира Муратова сказала Литвиновой: «Рената, отлипайте от меня. Я знаю, что вам нужно – вам нужен успех и всеобщее обожание.
Со мной вы не будете иметь ни того, ни другого». Литвинова ответила: «Какие странные слова!». И они запустились с новой картиной «Превратности судьбы», полностью оправдавшей свое название. Финансировал фильм первый муж Литвиновой – человек, о котором мало что известно. Короче, режиссер и продюсер разругались в пух и прах, а сердце Ренаты рвалось к ним обоим. В результате фильм не состоялся. И Литвинова поняла: надо «отлипать» от Муратовой.
Литвинова теперь не только актриса
К тому времени Литвинова окончательно обрела культовый статус. О ней писали специализированные издания, она принимала участие в причудливых фотосессиях, ее с удовольствием цитировали. Но всем было понятно, что эта женщина – явление уникальное и абсолютно непонятное широкой публике. И тут на экраны выходит суперпопулярный сериал «Граница. Таежный роман», и все пост-советское пространство просто очаровывается ею! И кажется – навсегда. Литвинова много снимается – иногда это просто «появления» в крошечных эпизодах, иногда неожиданные, но всегда «литвиновские» роли.
Теперь она и продюсер, и клипмейкер, и телеведущая. Удачным оказался и ее режиссерский дебют – «Богиня. Как я полюбила». Она снялась у самого загадочного режиссера Рустама Хамдамова и абсолютного лидера европейского интеллектуального кино Питера Гринуэя. Теперь в новом статусе абсолютной звезды она вернулась к сотрудничеству с Муратовой в блестящей картине «Настройщик». Они вместе работали и над новым проектом «Два в одном», где партнером Ренаты был сам Богдан Ступка.
Если Вам понравилась, ну или не понравилась статья, напишите это в комментариях. Спасибо!