Раскрываем секреты писательского мастерства.
Николай Кононов - журналист и писатель. Был главным редактором издания «Секрет фирмы». Автор четырёх книг: «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля», «Код Дурова. Реальная история соцсети «ВКонтакте» и ее основателя», «Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков» и «Восстание». Сегодня поговорим о предпоследней.
Николай Кононов затрагивает важные вопросы в своей книге. Досконально разбирая темы, которые волнуют каждого пишущего человека.
Книгу однозначно можно разобрать на цитаты. Четко и лаконично написано:
«Писать надо о том, что вы хорошо и долго знаете, что вы пережили и переосмыслили, что горит в вашем сердце». Мы часто задумывается о чем же писать и тут я полностью согласна с автором. Не нужно забегать в дебри и писать хоть о чем-нибудь. Возьмите тему, которая вам близка и которая вами изучена.
«Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории». Так и есть. Удивительное рядом, просто нужно быть внимательным, изучая все, что нас окружает, и тогда источник вдохновения никогда нас не покинет. Оглянитесь, вокруг столько интересного. Сплошь и рядом, прямо перед нашим носом, происходят невероятные истории.
«Определите, что у вас за тема: популярная или специализированная, для дилетанта или человека в теме. Кому вы хотите рассказать свою историю? Кому она будет полезнее? Вы хотите просвещать широкий круг читателей или улучшить жизнь профессионалов в какой-то сфере? Невозможно угодить тем и другим одновременно». Покопайтесь в себе и определитесь, что для вас действительно важно, о чем вы хотите рассказывать в своих текстах.
Что нужно учесть при выборе темы?!
«Плюс популярной темы — возможность достучаться до действительно масштабной аудитории, заработать имя. Плюс узкой темы — слава среди экспертов и профессионалов».
«Исследуйте тему максимально подробно. Соберите как можно больше материала. Ощущение, что кто-то проделал серьезную работу, чтобы рассказать тебе нечто важное, очень подкупает». Это очень важный момент. Будьте тщательны в поиске информации. Если вы решились писать, то делайте это хорошо, изучая все подводные камни. Только таким образом в итоге получится достойный материал.
«Вообще, блокнот — чрезвычайно полезная вещь, если не лениться записывать туда детали, сценки, мысли сразу. У Чака Паланика есть роман «Колыбельная» — в частности, о том, как важно замечать мельчайшие детали и вязать из них, как свитер, картину мира. Паланик постулирует, что автор должен запоминать все увиденное, исследуя какую-либо тему, и потом делать выводы для своей истории. Это и правда идеал, к которому надо стремиться». Я считаю, что это необходимый атрибут любого уважающего себя журналиста. Могу сказать по себе, мой блокнот всегда при мне. Он необязательно должен быть большим. Пусть будет маленьким и умещается даже в карман, но это действительно необходимая вещь. Из памяти быстро выветриваются важные моменты, поэтому лучше фиксировать детали.
«Детали — это приметы героя, эпизода, рассказывающие что-то важное о человеке, пейзаже, сценке. Подробности — это вредоносные, несущественные уточнения, без которых можно было бы обойтись. Пример: «В 2013 году ежедневные надои молока с коровы стояли на отметке 20 литров, а в 2014 году выросли до 40 литров». Зачем это нагромождение цифр, если можно написать просто «коровы стали давать вдвое больше молока»?.
«Умный человек без боязни показаться профаном всегда приложит свой опыт и умение посмотреть на вещь, будто никто из людей раньше ее не видел и не понял и теперь надо в ней разобраться с нуля, — и в итоге получится оригинальный, неожиданный и при этом содержательный текст».
«Писать тексты — такое же ремесло, как строить дома. Из-за ошибки архитектора или неисполнения плана строительства текст, как и здание, может рухнуть. Читатель бросит вашу блестящую историю на полдороге, если вы ее криво, помпезно или недостаточно изобретательно спроектируете».
На мой взгляд, книга хорошая. Очень много полезных и практических советов для писателей и журналистов от мастера своего дела. Он пишет настолько очевидные вещи, но как же часто мы о них забываем, каждый раз наступая на одни и те же грабли.
Верно говорят, что учиться стоит на чужих ошибках. Поэтому эта книга в помощь тем, кто хочет знать, как надо правильно писать, хочет постичь нюансы писательского ремесла и оттачивать мастерство. Огромный плюс - это 14 подробно расписанных практических упражнений. Я лично люблю такие Книги, в которых можно проработать приемы на практике. Рекомендую взять на заметку писателям и желаю приятного чтения.
__________
На какую книгу сделать ещё обзор?