Найти тему

Гроза, Елена Малышева и бесцельное видео

«Дмитрий, нам нужно видео, чтобы было видео», - эту фразу произнесла одна из наших заказчиц во время брифинга. Мы сидели в стеклянной переговорке на сорок-каком-то этаже. Вид на Москву был прекрасно-зловещен от грозы и дождя.

Я со знанием дела спросил: «Для чего вашей компании нужен ролик?».
Заказчица вздохнула, потом посмотрела на меня снисходительно, видимо, подумала, начинать ли ей играть в эту игру или сказать как есть. И решила сказать как есть: «Нам нужно видео, чтобы у нас было видео». В этот момент, у меня дернулся левый глаз, а за окном, как в фильме, сверкнула молния, которая отразилась в глазах заказчицы. И раскатистый гром прокатился по стеклам переговорной.

«А какую задачу этот ролик должен решить?», - менее уверенно попытался продолжить я.

«Дмитрий, давайте сделаем просто ролик - красивый такой ролик с нашим логотипом» (в этот раз грозы не последовало).

И, вы представляете, это услышал я - человек, который долгие годы «топит» за то, чтобы видео было бизнес-инструментом и решало задачи клиента. Раньше как было: мы наметили задачу, зарядили пушку, навели на цель, «Пли!», ба-бах, смотрим: попали или нет - работает ролик или не очень. А тут: ни цели, ни аудитории: делай, че хош.

В этот момент в переговорной на моем лице красовалась лютая растерянность - я определенно не был готов к такой откровенной бесцельности задачи. И, похоже, осознал смысл мрачной погоды за окном. Я хотел психануть, типа: «Зачем вы тогда меня пригласили? Найдите других для такой непрофессиональной задачи». Такие мысли уместились в моей голове, но были неуместны в нашем дискусе, поэтому я сдержался.

У меня появилась идея: «А давайте мы вместе с вами выработаем задачу ролика?».
Ответ показал бесперспективность моей попытки: «Не надо никаких задач. Нужен просто ролик про нас».

Мне очень быстро пришлось пройти все стадии психологических переживаний: отрицание, гнев, торг, депрессию. В конце концов наступило принятие. Выйдя со встречи под дождь я подумал, что заказчик же платит деньги, а у меня бизнес - почему бы мне не сделать то, что он просит? Никто же не заставляет меня делать плохо - надо сделать хорошо, да и пусть без привычной мне бизнес-задачи. Сделать без задачи - это тоже вполне себе задача. После такого осмысления мне стало полегче, тучи начали рассеиваться и среди облаков появилась телеведущая Елена Малышева со своей коронной фразой: «Это норма».

Есть же, подумал я, у компании шариковые ручки с логотипом, блокноты, флажки, календари, а есть видеоролик. Здесь нет конкретной бизнес задачи с «кипиайями», ролик ничего не должен решать, он должен просто быть. Желательно быть красивым. Представьте светскую вечеринку. Заходит известный бизнесмен, а рядом с ним девушка модельной внешности - она его сопровождает. От нее в данном формате требуется быть, быть красивой и дополнять образ бизнесмена - остальное факультативно. Тоже самое и с несчастным фильмом или рекламным роликом - его заказывают, чтобы он был - все бы видели, ролик у компании есть и он красивый. Руководитель компании может показать ролик, не на вечеринке, конечно, но на встрече с партнерами, на выступлении публичном - само наличие видео о компании уже дополняет его образ.

Я, конечно, могу включить сноба и сказать, что делать видео просто, чтобы оно было - это непрофессионально. Нужна четкая бизнес-задача, конкретная целевая аудитория… Более того, раньше я так и рассуждал. Но жизнь такова, что бывают ситуации, когда «Нужно видео, чтобы у нас было видео» - это факт и, раз уж мы тут все собрались, будет правильно этот факт признать.

Мы тогда после переговоров с молнией и дождем сняли не самый плохой ролик. В таком проекте для создателей, есть неоспоримый плюс: бОльшая творческая свобода, т.к. перед вами ставят задачу «Видео, чтобы было видео», то вы можете предлагать более экспериментальные формы, более острые сюжеты - есть шанс, что прокатит и вы сможете создать что-то нехарактерное, заметное для индустрии. Тогда у нас получилось именно это, напрасно я переживал.