Мы знаем этого мальчика, как Мика Морозов. Ему на портрете около пяти. Чудный мальчик с кудрявой головкой. И по всему видно, очень подвижный. Представьте, как трудно ему было сидеть неподвижно, позируя художнику.
Но и для Серова тоже было нелегко добиться неподвижности ребёнка, потому и длились сеансы по 30 минут, не более, да и всего их было четыре. Четыре сеанса по 30 минут – и шедевр!
Видите, Мика уже готов спрыгнуть со стула и убежать куда-то по своим важным детским делам. Серов признавался, что самое сложное было усадить и заставить сидеть неподвижно подвижного мальчика. Но, как не сопротивлялся мальчик, как не протестовал, Серов смог написать его портрет, который сразу стал шедевром.
И сколько людей его посмотрели, сколько ещё посмотрят, сколько копий сделано и репродукций… Этого не счесть. И вот интересно, что при этом чувствовали родные мальчика, и он сам, когда подрос? Ведь картина висит не в их доме, хотя и изображён на ней их родной и любимый человечек. Этот хрупкий маленький мальчик сразу стал принадлежать всем, кто на него посмотрел.
Когда смотришь на портрет, не может не возникнуть вопрос, кто же этот мальчик? Кем стал он когда вырос? Где жил и как сложилась его взрослая жизнь? То есть, начинаешь думать о нём, как о близком человеке, ведь мы видим его, знаем, он наш.
Вообще-то он Миша. Мика его звали только дома. А потом он вырос и пошёл своей дорогой жизни, превратившись в Михаила Михайловича. Но для всех нас он так и останется прелестным пятилетним мальчиком Микой Морозовым.
А я вот думаю, а приходил ли Михаил Михайлович смотреть на свой портрет, всматривался ли в черты этого мальчика? Если бы портрет висел у него в доме и принадлежал бы только ему одному, то это изображение было частью его самого и было свидетельством его далёкого детства. Но портрет висит в зале самой популярной картинной галерее страны, его видят все и знают мальчика только таким, каким он изображён Великим Серовым. Он таким и остался на все времена чудным пятилетним кудрявым ребёнком.
И каково ему было чувствовать в своей взрослой жизни удивление тех, кто узнавал, что этот высокий и грузноватый Михаил Михайлович и есть тот самый хрупкий мальчик с портрета. И как при этом себя чувствовал сам Михаил Михайлович?
Да и вообще, наверное, трудно сознавать то, что часть твоего детства принадлежит не только тебе, что оно общее достояние? Легко ли жить под таким грузом?
По разному складывалась жизнь Мики, Миши, Михаила Михайловича. Было всякое. Но, в общем, не плохо, бывает и куда хуже.
Родился и жил Мика в особняке на Смоленском бульваре в очень богатой семье, известной во всей России. С самого рождения за жизнь его боролись, он родился недоношенным и со слабым сердечком. Доктора не надеялись, что ребёнок выживет. А он выжил на радость родителям и удивление докторам! Мика должен был стать наследником этого роскошного особняка, в котором родился.
Не сложилось. Революция. Особняк национализировали. Этот роскошный дом существует и сейчас, одно время там был Дворец пионеров, сейчас – банк. Многие уехали из страны в то время, а Михаил Михайлович не уехал, остался. Он сделал замечательную научную карьеру, знал в совершенстве английский язык и главным делом его жизни был Шекспир.
Михаил Морозов стал самым известным шекспироведом и не только у нас в стране. Его знали многие. Читал лекции по Шекспиру и преподавал в МГУ. Его жизнь была полезной и достойной. Но умер он рано. В 1952 году его не стало. И смерть его была тоже удивительна.
В стране готовились к проведению важного международного совещания. В нём должны были принять участие наследники известных российских меценатов, Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Мамонтовых и др. Страна нуждалась в то время в инвестициях.
Для встречи и сопровождения представителей белой эмиграции лучшей кандидатуры, чем видный шекспировед Михаил Морозов и придумать было невозможно. Знает блестяще языки и является потомком известной семьи. Его пригласили в ЦК к Анастасу Микояну. И тут обнаруживается, что у него нет даже приличного костюма, да и живёт он в коммуналке и зарплата его совсем невысокая.
Микоян тут же решил исправить это и распорядился немедленно присвоить Михаилу Морозову самый высокий статус и обеспечить его, кроме костюмов, дачи, автомобиля и квартиры на Фрунзенской набережной, всем необходимым для жизни по этому высокому статусу.
Но… Возвращаясь к себе домой, пока ещё в коммунальную квартиру на правительственном лимузине, сердце Михаила Михайловича, страдающего стенокардией, не выдержало. Ему было лишь 55-ть лет.
Вот такая история мальчика с портрета Серова.
Для нас он остаётся таким, каким изображён Серовым на портрете, пережившем на много лет того, кто на нём изображён. Мальчик Мика уже принадлежит вечности.
А в МГУ, на кафедре филологического факультета тоже висит портрет солидного учёного Михаила Михайловича Морозова.
Здесь можно посмотреть также и другие картины:
1. Брюллов. Автопортрет
2. Брюллов. Вирсавия
3. Крамской. Портрет Неизвестной
4. Пукирев "Неравный брак"