Когда мы подошли к газовой камере лагеря смерти Аушвиц I, я долго топталась на пороге, не решаясь войти. Но в наушниках уже слышала строгий голос нашего гида пани Марии, она начала свой рассказ для моих коллег. И я вошла, остановилась, решив далеко не ходить, постоять тут в уголочке. Собственно, идти там было и некуда: большой пустое помещение, на первый взгляд очень просторное. На первый... Но представить, что сюда загоняли 2000 человек, все же непросто. Невозможно представить.
Мы разглядывали стены камеры. Рядом с нами они были сильно исцарапаны. Что это? Безмолвный вопрос повис и не решился прозвучать. Догадка у всех, похоже, была одна. Но уточнять не стали. Правда, за оградой, куда посетители пройти не могут, таких царапин не было. Но мы молча решили оставить тайну этих борозд в этом страшном месте и не тревожить ее.
И вот на днях я увидела пост на странице музея Аушвиц-Биркенау в FB, где говорилось буквально следующее (в моем переводе с английского):
"Это изображение, опубликованное Аннетт Мирьям, перепостили более 245 000 человек в Facebook. Однако это НЕ царапины, "сделанные евреями, когда они умирали в газовых камерах Аушвица".
Это печальные следы вандализма внутри исторического здания первой газовой камеры лагеря Аушвиц I, сделанные теми посетителями, которые действительно не знают, как вести себя в историческом месте.
Первая газовая камера в Аушвице I использовалась для убийства людей в период с осени 1941 года по весну 1942 года. Когда процесс уничтожения был перенесен в Аушвиц II-Биркенау, отравление газами в Аушвице I было постепенно прекращено. Позднее здание использовалось как склад, а затем как бомбоубежище для СС.
Давайте вспомним о невообразимых страданиях жертв, но давайте позаботимся о том, чтобы мы рассказали их историю правильно, уважительно и ответственно".
Эта информация меня поразила. Представить такое просто невозможно. тем не менее, это так. Люди в комментариях под этим постом спрашивают: но мы читали, видели... Умирающие царапали стены, выцарапывали на них молитвы, нам так всегда говорили. Увы, отвечают сотрудники музея, из показаний тех, кто наблюдал за погибающими в газовой камере, мы знаем, что люди пытались взобраться повыше по телам тех, кто уже умер: газ Циклон Б, который эсэсовцы сбрасывали сверху через отверстия в крыше, был в гранулах, которые на полу размокали от большой влажности и высвобождавшийся газ поднимался кверху.
Выцарапывать молитвы на стене у несчастных времени не было. Самые сильные могли только молиться вслух, обнявшись...
Что здесь можно сказать, как прокомментировать? Думаю, слов не нужно. Они все равно будут лишними. Людей просто этих, загнанных в камеру, представьте на минуту... и тех, кто зачем-то царапает стену этого памятника. "Здесь был Вася?" Геростратова слава... Помните о тех, кто стоял здесь, прижавшись к этим стенам, не касайтесь их. Ради памяти.
Если хотите узнать о лагере уничтожения Аушвиц больше, читайте мою книгу "Помните, что все это было".