— Расскажите о своей задаче, какого рода объект вы охраняете?
— Описать объект в красках я, конечно же, не могу, так как это государственная тайна. Скажу только, что это объект, связанный с производством ядерных материалов. Каких именно — не знаю сам, в сами цеха доступа не имею. Моя задача и моих сослуживцев состоит в охране периметра запретной зоны и контроле за соблюдением пропускного режима, а он весьма строгий.
— Как попали на эту должность?
— Попал на должность в общем порядке — связался со строевой частью, начал собирать бесчисленное множество документов, проходить военно-врачебную комиссию. Могу сказать, что процесс этот очень долгий, лично у меня занял более полугода. Во многом - благодаря раздолбайству строевиков. Далее следует курс первоначальной подготовки (хотя это больше формальность), стажировка и вперед.
— Расскажите пожалуйста про ваше образование и опыт работы военнослужащим.
— Образование у меня среднее профессиональное (11 классов и техникум). Специальность совсем не военная, какая именно — умолчу.
Само собой обязательно для службы у нас пройти "срочку". Ее я служил в разведке, но это не принципиально. Хотя порой к нам приходят такие кадры, что им сложно адаптироваться к выполняемым задачам, потому что "срочку" они пинали балду, и банально не знают, как надевать средства химзащиты. От этого и страдают, к счастью - только на занятиях.
— Насколько важно иметь «чистую» биографию для работы на подобных объектах, и насколько это проверяется?
— Очень важно не иметь судимостей и даже серьезных административных проступков. Например, если вас лишали прав, то уже не возьмут. А проверяется это путем сверки с данными МВД, справка от них — обязательное условия для трудоустройства.
— Где вы находитесь во время охраны? На КПП или патрулируете окрестности?
— Все зависит от того, какой достанется пост, и от того, кто какую проходил подготовку. Конкретно я специализируюсь на охране участков периметра запретной зоны. Другие - несут службу на КПП, проверяют пропуска, третьи - за пультом оператора.
— Расскажите поподробнее о строгости пропускного режима на вашем объекте. Помимо документов что проверяете?
— Сотрудников, проходящих на объект проверяют только по пропускам - пропуска имеют установленный образец и ряд защитных свойств, все это нужно проверять, плюс установлены металлообнаружители и устройства, позволяющие обнаружить следы взрывчатых веществ. Автомобили, проезжающие на объект и выезжающие с него, выворачивают буквально наизнанку, осматривают со всех сторон, залезают во все щели. Без каких-либо исключений, например, когда зимой грузовики вывозят с объекта снег их досматривают постоянно: заезжают - досмотр, загружают снегом, машина выезжает — досмотр, отъезжает 2 метра от ворот, вываливает снег, снова заезжает — опять досмотр, и так по новой.
— На сколько надежна такая охрана? Были ли попытки незаконного проникновения на территорию или выноса секретной информации?
— Охрана, само собой, очень надёжна, так как если хоть грамм того, что на заводе производится, с него незаконно вынесут, последствия будут катастрофическими для нескольких регионов. Помимо того, что на периметре и КПП несем службу мы, везде установлены видеокамеры и средства охранной сигнализации самых различных видов.
Иногда на КПП случаются так называемые "боевые" задержания, но не потому что к нам лезут преступники и террористы, а, например, кто-то из сотрудников объекта забыл выложить телефон. Приходится его задерживать и оформлять.
Плюс ко всему нас постоянно проверяют сотрудники ФСБ, например, пытаются пройти с муляжами взрывных устройств, по чужому пропуску. У нас на объекте еще не проходили, а о случаях, когда проверку не прошли в других городах нам рассказывают регулярно. Бывает, когда часовой не заметит, что фотография на пропуске не соответствует, или негласные проверяющие идут на ухищрения. Не так давно, например, где-то пронесли муляж гранаты в контейнере с едой, а реакцию металлообнаружителя списали на столовые приборы, которые в нем лежали. Разумеется, что когда случаются такие проходы, по шапке получают все, от мала до велика, большие "звёзды" сразу слетают с должностей.
Само собой, на объекте нельзя вести съемку, проносить средства связи, накопители данных, и т.д.
Буквально сегодня довели информацию, что в другом регионе женщина пыталась пронести на объект флешку, а когда ее задержали, она эту флешку проглотила. Что на ней было, и как ее будут извлекать - пока неизвестно, но случай, пожалуй, уникальный
— Какие последствия может иметь кража материалов с вашего объекта?
— Злоумышленники могут использовать ядерные материалы для изготовления оружия. А теперь домыслите сами, что будет, если у террористов окажется атомная бомба. Даже не хочется об этом думать.
— Как еще защищён объект от утечки радиации?
— Честно, как он защищен от радиации, я не знаю. Это касается тех, кто несет службу внутри, в цехах. Само собой, те, кто работает в цехах, проходят голышом через санитарные пропускники (по понятной причине ласково именуемые "колбасным цехом"), надевают специальные комбинезоны, одноразовые респираторы, на выходе - моются под душем со специальным порошком, похожим на стиральный. Проходят дозиметрический контроль, а на КПП оборудованы специальные устройства, которые обнаруживают разные виды радиоактивного излучения. Если они сработают - то в дело вступят дозиметристы.
— Объект находится в закрытом городе? Вы родом оттуда?
— Да,объект находится в ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование). Родом я с другого региона, приехал по службе, зарабатывать деньги, потому что родная область совсем загибается.
— Бывали ли случаи, когда кто-то просил вас пропустить его на объект, за деньги?
— На объект нет, а на территорию ЗАТО и у нас, и по стране периодически проникают за смехотворные деньги — за 2000 рублей нерадивые военные рискуют карьерой и свободой. И попадаются, о чем потом жалеют, потому что, либо деньги были от ФСБшников, либо те, кого они пропустили, потом в городе где-то накосячат, например в ДТП попадут, начинаются выяснения, и ниточка потом приводит к этому часовому.
— Какое оружие на вооружении у вашего полка?
— У спецназа набор оружия посерьёзнее, а у нас старые добрые АК-74 да ПМ. Здесь важно не вооружение, а техническая оснащенность периметра, КПП, подготовленность часовых и бдительность. Важно нести службу так, чтобы до применения оружия не доходило.
— Приходилось применять оружие?
— Лично мне на объекте оружие, к большому счастью, применять не приходилось — только на занятиях по огневой подготовке. Но объекты находятся на территории закрытого города, и через периметр городской контролируемой зоны периодически пытаются пролезть любопытные люди или просто заблудившиеся алкаши. Но там их не стреляют — ловят и сопровождают для составления административного протокола. Если бы полезли на объект - то пришлось бы стрелять.
— Часто заходят такие любопытные?
— Нечасто, и нас это не касается — это уже зона ответственности другого полка. Кстати, вспомнил - им там доводилось применять оружие, но не против нарушителей, а против диких животных.
— Бывали на ваш объект попытки проникновения сталкеров? Кроме административки что-нибудь может грозить таким авантюристам?
— Сталкеры не лезли к нам, но в прошлом году задержали двух человек, которые возле объекта искали металлолом.
Если смельчаки полезут прямо на объект, то, если их задержат, то только административка, а если им не хватит ума остановиться по требованию часового, то им грозит пуля
— Стреляют сразу на поражение, или сначала предупредительный?
— Все, согласно уставу — сначала требование остановиться, потом предупреждение, затем предупредительный выстрел, и потом уже на поражение.
— Из части, в которой вы служите, воровали оружие?
— За время моей службы (3 года) такого не было, и я не слышал о таких случаях. Сейчас все гораздо строже и серьезнее, чем в советские времена, оружие подлежит строгому учету и выдается по определенным правилам, комнаты для хранения оружия также находятся под охраной. Через КПП полка просто так не вынесешь даже картридж для принтера, не то, что ствол.
— Оцените общий уровень подготовки сотрудников ВС к разного рода диверсиям, снабжение армии и ее обороноспособность.
— Снабжение оставляет желать лучшего, конечно, но сам объект, к счастью, оборудован достаточно качественно, чтобы защититься от несанкционированного проникновения. А вот с тем, что есть у нас, особо не навоюешься, поэтому лучше предотвращать. Насчет подготовки - мы регулярно отрабатываем разные вводные, тренируемся. Но как будет в реальной ситуации— кто знает? Надеюсь, что никогда не узнаю.
— Каков у вас режим дня?
— Смена - 12 часов. Служба идет по графику: день-ночь-отсыпной-выходной. Смена начинается в 8 часов утра или вечера, но приезжать на инструктаж, медосмотр, вооружение нужно к 6. Дома я оказываюсь в 10 вечера или утра соответственно. Стоит ли говорить о вечном недосыпе? Плюс раз в месяц вместо выходного дня проводят занятия — сплошная формальность зачастую, но без них никак. Иногда подрывают по утрам, проверяют боевую готовность, и это время не учитывается, т.е. официально ты отдыхал, пока реально стоял на плацу со всей экипировкой.
— Какие профиты в дальнейшей военной карьере или гражданской жизни даёт ваша служба?
— Карьеры тут никакой не может быть, увы. Вот будет мне 40 лет, а я, сержант, буду выслушивать от сопливого 23-летнего лейтенанта, как мне служить.
Карьера здесь только у офицеров, которые отучились в военных институтах, и сделали это целью жизни, и ради своей карьеры, простите, задрачивают, подчиненных, дабы выслужиться
А профиты, конечно, есть. Например, военная ипотека (читай — рабство у армии на всю жизнь), и бесплатный проезд в отпуск на военнослужащего и 1 члена семьи.
— На сколько лет ваш контракт?
— Контракт на 3 года, подходит к концу, а продлевать я его не собираюсь. Слишком уж много военного идиотизма мешает нормально служить, да и график такой, что я жену вижу реже сослуживцев, а в этом мало приятного.
— Расскажите, что именно на службе вызывает у вас раздражение? Что можно было бы поменять к лучшему?
— В значительной степени — пренебрежительное отношение со стороны командования. Постоянная атмосфера стресса, и не из-за того, что служба ответственная, а из-за того, что может прилететь непонятно за что.
Поменять хотелось бы многое, но это будет уже не армия. Очень много нелогичного приходится терпеть всем, даже командирам, но "так надо". Наверное из за того, что правила устанавливают дяди в кабинетах, а не те, у кого есть реальный боевой опыт.
— Что вы изменили бы на объекте, где работаете, если бы вас повысили в звании и вы стали бы руководить на этом объекте?
— На объекте я бы почти все оставил без изменений, а вот внутреннюю службу подразделений я бы значительно урезал. Военные должны заниматься своей непосредственной работой, а не покраской бордюров, подметанием
Без этой работы никак, но она зачастую бывает лишней. Очень много делается того, чего можно не делать, например, сугробы могли бы постоять своей естественной формы, а не кубической, и все в таком духе. И эта работа происходит не на территории объекта, а в расположении полка, там никаких секретов нет.
— То есть ваш полк ещё охраняет город?
— Полк базируется в том же городе, в котором находится объект. Помимо боевой службы в карауле, нам приходится выполнять задачи повседневной деятельности в полку, если в этот день мы не заступаем на службу.
Иными словами — расположение полка ≠ объект.
— За какие проступки, не относящиеся реально к безопасности объекта — может последовать наказание?
— Это армия — элементарно за грязный подворотничок, разговор в строю, опоздание на несколько минут, дырку на перчатке, и все в таком духе. Ну и классическое — «солдат без бирки, что пи*да без дырки».
— Каков размер заработной платы и премий?
— ЗП в таких подразделениях очень разнится по стране, и также зависит от выслуги лет, классности. У меня выходит под полтинник, и этим нас постоянно упрекают командиры — мол, вы ничерта не делаете, а бабки гребете. Хотя это уже давно не считается огромной суммой, сами понимаете.
— Сколько лет после службы вам нельзя выезжать из страны? Или есть какой-то набор стран, куда можно?
— Есть перечень стран, разрешенных к посещению — большинство стран СНГ, Куба, Вьетнам и еще какие-то. Я особо не интересовался: загранника у меня нет, да и дорогу за пределами страны мне не оплатят. Лучше курорты Краснодарского края.
— Насколько лет у вас соглашение о неразглашении информации?
— На самом деле понятия не имею, правда. Допуск оформили и отправили служить, я подписывал только анкету, которую сдавал для оформления, а дальше нам уже ничего не показывали.
— Какие планы после окончания службы?
— Планы — найти более человечную работу, попытаться реализовать интеллектуальный потенциал, утекающий с каждым днем, проведенным на посту. Хочется работать с людьми и себя чувствовать человеком, а не цепным псом, проводить больше времени с семьёй. Возможно открою свой бизнес, о котором давно мечтал.