С середины ХХ века технический прогресс проникает во все сферы человеческой деятельности. Постепенно начали появляться первые обучающие машины и использование мультимедийных ресурсов стало неотъемлимой частью современного образования. Первым, кто заговорил о необходимости усовершенствования педагогической системы, был Б. Ф. Скиннер.
Он предложил методику линейного программирования, в которой опирался на психологию бихевиоризма: ученику в малых дозах предъявляется материал, он производит с ним некие действия, упражнения и затем получает оценку. Методологической основой данной модели является теория пооперационного обучения животных, которую Скиннер перенёс на человека. Данный метод подразумевает относительно самостоятельное усвоение знаний. Учитель лишь контролирует и направляет учебные действия ребенка, осуществляющиеся при помощи специальной программы, источником которой служит компьютер или учебник.
Программа разделена на этапы:
1) предоставление информации
2) работа с информацией и проработка в виде упражнений
3) контрольные задания на проверку
4) переход на новый уровень, либо возврат и повторение.
В современной школе програмированное обучение имеет место быть, но используется лишь по некоторым предметам и с бо́льшим участием учителя. По сути, оригинальная линейная программа Скиннера обеспечивает безошибочное освоение материала. Больши́х интеллектуальных усилий не требуется, ученик не мотивирован к постановке собственных целей.
Критика линейной программы приводит к созданию разветвленных программ. Их автор, американский педагог и учёный Н. А.Кроудер посчитал необходимым увеличить дозы учебного материала и усовершенствовать систему контроля.
Задания предполагают выбор одного из нескольких ответов, и в случае выбора неверного - производится разъяснение сделанной ошибки. Таким образом, вариант Кроудера представляет собой более усовершенствованную методику.
Но и тут нашлись критики, которые вполне обоснованно пришли к выводу о необходимости внедрения смешанного программирования, включающего в себя разные дозы и виды информации. В подобных программах подаваемый материал зависит от возраста, типа восприятия, развитости интеллекта и других факторов. Способы контроля также различны. Единственным недостатком програмированного обучения является отсутствие стимулирования творческой деятельности.
Приходилось ли Вам сталкиваться с програмированным обучением? Способно ли оно заменить классическую методику обучения?Делитесь своим мнением в комментариях.