Это было недавно, это было давно.
Ночные полеты. Экипаж гвардии майора Виктора Иванова взлетел на перехват воздушной цели, которая следовала на средней высоте по маршруту в соответствии с Курсом подготовки лётного состава ПВО. На основании плановой таблицы необходимо выполнить условный пуск ракеты по цели, затем занять пилотажную зону в районе аэродрома и отработать несколько приёмов боевого применения самолета. Погода в районе аэродрома стояла сложная (СМУ- сложные метеоусловия) низкая облачность, временами срывался дождь. Руководил полетами заместитель командира полка. Все шло по плану, это был второй вылет Виктора на истребителе – перехватчике СУ-15.
На командном пункте равномерно вращались антенны радиолокационных станций (РЛС), поддакивали «подхалимы» радиовысотомеры, устойчиво работала УКВ радиосвязь. Дежурная смена обеспечивала полеты, штурмана наведения готовились к выполнению своих задач. Руководитель дальней зоны (РДЗ) определил местоположение взлетевшего перехватчика, поставил задачу офицеру наведения. Когда руководитель ближней зоны (РБЗ) аэродрома запросил передачу экипажа в дальнюю зону, РДЗ разрешил перевод его на канал наведения. Ближняя зона аэродрома, это 50 – 60 км от КТА (контрольной точке аэродрома), дальняя зона – все остальное воздушное пространство до границы видимости РЛС, конечно с учетом слышимости УКВ радиостанций.
Когда штурман наведения обнаружил перехватчик, то ему он был передан на канал управления.
Для выполнения боевых задач, наведений на воздушные цели командный пункт оснащён передвижными комплексами дециметрового диапазона 5Н87 и метрового диапазона 5Н84 (в составе РЛС П-14) они предназначены для контроля воздушного пространства в большом диапазоне дальностей и углов места, обнаружения и измерения координат широкого класса воздушных объектов в условиях интенсивного радиопротиводействия.
Выполнение перехвата воздушной цели происходило штатно, радиосвязь работала устойчиво. Первая часть задания была выполнена и экипажу Виктора дана команда занимать зону для пилотажа. Передача в ближнюю зону также произошла в нормальном режиме. В этот момент РДЗ увидел на месте отметки от перехватчика по РЛС П-14 светлое пятно. Через несколько секунд лётчик доложил о том, что при попадании молнии отказал один из двигателей. Руководитель полетов прекратил задание, дал указание на занятие соответствующего эшелона и дальнейшее выполнение посадки на своём аэродроме.
Взволнованность наземных служб обеспечения полетов чувствовалась в отдаваемых командах, указаниях по громкоговорящей связи: инженерная служба, поисково- спасательное обеспечение, группа руководства полетами- все готовились к нештатной ситуации. Единственная голосовая радиосвязь между летчиком и руководителем полетов по интонации была в спокойном режиме: четкие, уверенные доклады летчика и взвешенные указания руководителя полётов, руководителя зоны посадки позволили выполнить успешную посадку самолета на одном двигателе.
После был разбор полетов, оформление инцидента к лётному происшествию, указания старших начальников по метеорологическому обеспечению и много других организационных мероприятий.
След от молнии прочертил в носовой части самолета узкое отверстие до 7 сантиметров длиной. После восстановления прекрасный и надежный самолёт СУ-15 ещё долго и успешно выполнял боевые задания, а лётчик летал.
Фото: https://ok.ru/group/54974576787478