Дао имеет несколько значений. Основные - первооснова всего, путь, средство, идея, основание, закономерность, при этом все эти значения - грани Дао. В некотором роде очень похожее на диалектическое понятие Бытие, и предлагаем этим руководствоваться.
Параграф первый трактата "Дао-дэ-цзин" с комментариями:
"Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя"
Речь о том, что название не выражает истинную суть и ограничивает значение того, из чего все происходило и происходит.
"Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей".
Безымянное и обладающее именем - суть одно и то же, из него произошло и происходит все материальное. Этим даосизм относится к материализму (в котором первична материя, а не идея как в идеализме).
"Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а тот, кто имеет страсти, видит его только в конечной форме".
В страстях мы погрязаем в субъективизме и в потребностях сущего, что является ему в конечных явлениях и предметах (кружка, для того чтобы пить горячие напитки). Тот, кто способен оторваться от сущего, может быть объективен и понимать происхождение явлений и материи (кружка - есть развитие подобных сосудов от древних времен, содержит все их недостатки и достоинства).
"Оба они (безымянное и обладающее именем) одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. [Переход] от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному".
Переход от неназванного к обладающему именем похож на переход из бытия в ничто. К примеру, развитие сосуда от стакана к стакану с ручкой говорит о том, что старая форма (стакан) погибла и перешла в ничто, а новая (стакан с ручкой) стала развитием в ходе перехода первичного бытия (стакана) в ничто. И новая форма (стакан с ручкой) содержит в себе старую форму (просто стакан). Таким же образом развивается все на свете, и это чудесно.
Статья первая из цикла по трактату "Дао Дэ Цзинь" Лао-цзы.