Найти в Дзене
Станислав Важенин

Трамвай Татра Т-3

Трамвай Татра Т-3 является вторым по количеству трамваев, работавших на улицах городов бывшего СССР. Самым массовым был КТМ - 5.

Татра Т-3 ведет свою историю с 1960 года. Именно тогда на трамвайном заводе объединения ЧКД в Чехословакии началась проектные работы над новым трамвайным вагоном, который должен был заменить Татра Т - 2. В 1962 году из цехов завода ЧКД, который располагался в Праге, вышли первые вагоны, получившие индекс Татра Т-3. Большая часть этих трамваев поставлялась в СССР. Так же эти трамваи покупали Югославия, ГДР и Румыния. Татра Т-3 стала основной моделью трамвая и в ЧССР. Вот так выглядели Татра Т-3 первой серии.

-2

Трамвай Татра Т-3 первой серии можно увидеть в фильме Леонида Гайдая "Операция Ы". Чехословацкие трамваи имели электрическую тормозную систему. В вагонах этой модели их две - рабочая и аварийная. В отличие от других марок трамваев на Татра Т-3 вместо реостата установлен ускоритель. В колесах этих вагонов применен резиновый демпфер для повышения плавности хода. Каждый вагон имеет четыре тяговых электродвигателя. Татра Т-3 выпускались в различных исполнениях в зависимости от ширины колеи и параметров контактной сети. Для СССР выпускались Татра Т-3SU. Вагоны Татра Т-3 несколько раз усовершенствовались.

Вагон Татра Т-3 второй серии.

-3

За всю историю производства этой модели помимо привычных нам вагонов выпускались и другие варианты Татра Т-3. В 1966 году на базе Татра Т-3 начат выпуск сочлененного трамвая Татра К-2. Выпускался такой трамвай до 1983 года. Всего было построено 567 таких трамваев. Большая часть из них поступила в СССР. Небольшая партия этих вагонов была закуплена в Югославию. Такие вагоны работали и в ЧССР. В нашей стране сохранился единственный экземпляр этого вагона, который находится в Музее Электротранспорта в Екатеринбурге.

-4

В 1957 году на заводе ЧКД начато строительство варианта Татра Т-3 с более узким кузовом чем у базового варианта. Этот трамвай получил индекс Татра Т-4. Всего было построено 3509 таких вагонов. Поставлялись они в СССР, ГДР, Румынию. Постройка Татры Т-4 производилась до 1987 года.

-5

В 1970 -х годах завод ЧКД начал выпускать трехдверную серию Татра Т-3. Эта серия выпускалась до снятия с производства Татра Т-3 в 1999 году.

-6

Всего за время выпуска Татра Т-3 было построено 14113 вагонов. Эти трамваи до сих пор работают на улицах многих городов бывшего СССР. В некоторых городах эти трамваи проходят модификацию. На них устанавливают современную электронику. Но в некоторых городах они сохранили первоначальный вид. В 1983 году завод ЧКД начал постройку вагонов новой модели Татра Т-6. Этот трамвай должен был со временем заменить Татра Т-3. Но распад социалистического лагеря не позволил развить массовое производство этих вагонов. Всего было построено 1150 таких вагонов. Производство этих трамваев завершилось в 2007 году. А вскоре трамвайный завод прекратил свое существование. Причиной стала нерентабельность производства и введение городскими властями Праги программы по выносу промышленных предприятий из центра города. Сейчас от завода остался только ремонтный цех в Праге в микрорайоне Зличин.