Какими бы надежным ни был современный автомобиль, сколькими бы системами стабилизации ни обладал, если водитель игнорирует законы физики - он рано или поздно окажется в кювете.
Сегодня про то как работает перераспределение веса автомобиля:
- Вперёд-назад. Нажимаем на педаль газа, автомобиль ускоряется, чувствуем, как нас вжимает в сиденье. В этот момент вес переносится назад, задние колёса нагружаются, передние разгружаются. Для автомобиля с задним приводом это хорошо - лучше сцепление ведущих задних колёс, быстрее разгон. Для переднего привода плохо - хуже сцепление передних колес, они буксуют, машина не едет, поэтому на пережнем приводе на педаль газа следует нажимать плавно. При нажатии на педаль тормоза, автомобиль «клюёт»: вес переносится вперёд, передняя ось загружается, задние колёса теряют сцепление с дорогой.
- Вниз-вверх. Въехали на высокой скорости на горку или на бугор - автомобиль устремляется вверх, колёса разгружаются, сцепление с дорогой слабое, крутить рулем в этот момент не следует. Через секунду кузов опустится, автомобиль прижмёт с ещё большей силой, теперь можно менять направление движения.
- Влево-вправо. Заходим в поворот, чувствуем, как нас наклоняет в сторону. В этот момент одна сторона кузова приподнимается, другая опускается, с одной стороны колёса нагружаются, с другой наоборот - теряют сцепление. Автомобиль кренится - то есть его кузов поворачивается вокруг его продольной оси. Чем ниже расположен центр тяжести автомобиля, чем шире колёса и колея, тем меньше крен - болиды «Формулы 1» потому практически не кренятся и проходят повороты «как влитые». Гражданские автомобили оснащают стабилизаторами поперечной устойчивости, которые не дают кузову наклоняться или специальной гидравлической подвеской. Чем мягче подвеска, тем более валкий автомобиль, чем жёстче - тем более управляемый, поэтому манера вождения на низком спортивном автомобиле и на кроссовере будет отличаться.
Теперь на конкретном примере с переднеприводным автомобилем:
- Вы движетесь на высокой скорости и решаете резко повернуть в сторону. В момент поворота вес переносится на внешнюю сторону автомобиля, внешние колёса загружаются, внутренние теряют сцепление - по сути автомобиль сейчас едет на двух колёсах. Тут вы понимаете, что ваша скорость слишком высока и резко бросаете газ. Теперь вес перемещается вперёд, задние колёса теряют сцепление, вес автомобиля оказывается на одном единственном переднем колесе с внешней стороны, задние колёса срываются в занос. Чтобы избежать заноса, необходимо вернуть колёсам сцепление: добавить газ - это загрузит задние колёса и ослабить руль, чтобы поворот был не таким резким и загрузились внутренние колёса.
- Вы входите в поворот и понимаете, что руль вроде повернули, а машина так и едет прямо. Это называется недостаточной поворачиваемостью - скорость слишком высока, автомобиль выталкивает из поворота наружу, передним колёсам не хватает сцепления с дорогой. В такой ситуации следует отпустить педаль газа или, если газ уже отпущен, совершить очень (очень) лёгкий и короткий удар по тормозу - вес переместится, передняя ось загрузится, к колёсам вернётся сцепление, автомобиль войдёт в поворот. Нажимать на тормоз в повороте нельзя - будет как в ситуации из п.1. Трейл-брейкинг и прочие гоночные манёвры лучше отрабатывать на специализированных площадках.
- Правильно разгружая и загружая колёса можно преодолевать «лежачих полицейских», ямы и прочие неровности с наименьшими потерями или вовсе без них. Но об этом в другой раз.